За первый квартал 2016 года перевозчики понесли убытки в размере более 25 млрд рублей против 16 млрд рублей за тот же период прошлого года. Об этом сообщает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В ассоциации считают, что государство должно продолжать поддержку отрасли, но в Министерстве экономического развития РФ дают понять: перевозчики могут сами принять меры для улучшения своей финансовой ситуации.
"Показатели выглядят удручающе и демонстрируют негативные тенденции, ярко
Владимир Тасун,
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта:
Основной статьей расходов являются затраты на лизинг самолетов, выросшие на 56%, затраты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27%, а также затраты на аэропортовое обслуживание, которое выросло на 20,6%
проявившиеся в 2015 году", - рассказал "Коммерсанту" президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун. Эксперт заявил, что убытки на внутренних линиях составили 25,6 млрд руб. (16 млрд руб. в первом квартале 2015 года), а прибыль на международных составила лишь 1,5 млрд руб.
Параллельно у авиакомпаний продолжают расти расходы: в первом квартале они увеличились на 15%, до 225 млрд руб. Основной статьей по-прежнему остаются затраты на лизинг самолетов, выросшие на 56%, до 61 млрд руб., затраты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27%, до 21 млрд руб. Кроме того, в АЭВТ отметили рост на 20,6%, до 35 млрд руб., затрат на аэропортовое обслуживание. "С существующей покупательной способностью даже минимальное повышение цен лишь усугубит положение", - считает Владимир Тасун, отвергая идею об увеличении цен на авиабилеты. По его мнению, правительство должно облегчить для авиаперевозчиков налоговое бремя или же создать госзаказ на авиаперевозки социально незащищенных слоев населения. По его словам, без правительственной поддержки отрасль в нынешнем кризисе не продержится.
В июне Минтранс внес в правительство предложение об обнулении НДС на внутренние пассажирские перевозки (ред. - с июля 2015 до конца 2017 года НДС снижен до 10%. ) По оценкам министра транспорта Максима Соколова, нулевая ставка могла бы принести внутренним региональным авиаперевозкам около 20 млрд руб. Но в Минэкономики считают, что обнуление НДС не гарантирует снижения цен на билеты и роста спроса. "Вопрос нуждается в доработке, компании должны принимать меры финансового оздоровления: оптимизировать штат и маршрутную сеть, избавляться от непрофильных активов", - отметили в Минэкономики.
"Если правительство не собирается менять экономический режим для авиакомпаний, то единственным вариантом их спасения останется экономически оправданное взаимодействие между игроками рынка", - приводит "Коммерсант" слова главы Infomost Бориса Рыбака. Такая кооперация предусматривала бы "безусловный запрет на убыточные операции", сокращение провозных емкостей и
Сергей Бураков:
Десятки ведомств пытаются управлять авиаотраслью, все получают зарплату, но никто не может отладить механизм
повышение цен на билеты до экономически обоснованных.
"В России, нефтяной стране, одни из самых высоких тарифов на авиатопливо, расценки на аэропортовые услуги завышены, раздут управленческий штат, что естественно приводит к росту тарифов на билеты, - рассказал "Туринфо" Сергей Бураков, эксперт в области авиаперевозок. - Десятки ведомств пытаются управлять авиаотраслью, все получают зарплату, но никто не может отладить механизм".
По мнению эксперта, Федеральная антимонопольная служба должна разобраться в политике ценообразования на всех этапах. "Почему тарифы на схожих маршрутах и типах самолетов в России в 1,5-2 раза выше чем в Америке, Азии и других странах мира? Почему при этом пилоты и стюардессы получают больше, чем в России? У нас ведь настоящая беда с организацией перелетов, начиная от аэропортовых услуг и заканчивая лизинговыми платежами. Порочна сама система". - говорит эксперт.
По словам Сергея Буракова, авиакомпании, которые работают на прибыльных маршрутах, балансируют на грани рентабельности, а те компании, которые не имеют таковых маршрутов, вообще находятся за ее гранью. "Нужно комплексно рассматривать всю цепочку. У нас необоснованно высокие тарифы, и именно в завышении цен кроется суть проблемы".
Владислав Шевцов, генеральный директор онлайн-гипермаркета путешествий DaTravel, соглашается с коллегой. "В прошлом году уже был снижен НДС с 18 до 10% для внутрироссийских перевозок. Я считаю, что дальнейшее снижение налогов не поможет. Стоит начинать регулировать саму отрасль, например, тарифы, таксы и сборы (топливные, аэропортовые). Во многих региональных аэропортах цена обслуживания выше, чем в столичных, или те же цены на топливо, они дороже в РФ, чем в других странах. Это все издержки перевозчиков, в результате высокие цены, малая загрузка, далее ценовой демпинг".
"В этом году многие перевозчики ввели безбагажные тарифы, в результате цена на перевозку не снизилась, а выросла, так как любителей путешествовать без багажа у нас нет, люди платят теперь за то, что ранее провозили бесплатно", - добавил Владислав Шевцов.
"Ослабление рубля привело к росту расходов потребителей на поездки, и, соответственно, снижению спроса на авиаперевозки, особенно зарубежные. Также в связи с девальвацией рубля выросли расходы авиакомпаний - лизинговые расходы, топливо. Рентабельность российских авиакомпаний по чистой прибыли остается на низком уровне, тогда как долговая нагрузка – на высоком.
Помимо этого, в российской авиаотрасли многие компании убыточны уже несколько лет и живут за счет кредитов. Без серьезной финансовой поддержки государства им будет сложно устоять. Повышение тарифов ударит по карману российских туристов и вызовет снижение спроса на поездки, в результате чего авиакомпании могут получить еще больший объем долгов", - заключил наш авиаэксперт.