В окрестностях небольшого городка Аникшчяй, расположенного в северной части страны в 110 километрах от Вильнюса, находится волшебный Аникшчяйский бор с огромным валуном Пунтукас – высотой более 5 метров и весом 265 тонн. На этом валуне в 1943 году были выбиты барельефы летчиков Дарюса и Гиренаса, совершивших в 1933 году попытку перелета через Атлантику в Литву на самолете «Литуаника». Летчики совсем немного не долетели до цели и разбились в Польше, зацепившись крылом за верхушку сосны. Сегодня они одни из самых почитаемых в Литве национальных героев.
В 2015 году было завершено строительство тропы на уровне крон деревьев, и Аникшчяйский бор стал более привлекательным для посетителей: теперь они могут подниматься по тропе до верхушек деревьев и смотреть на Аникшчяйский бор сверху, а с башни обозрения высотой 35 м открывается великолепный вид на изгибы реки Швянтойи и долину. На тропе установлены информационные стенды, на которых размещены сведения о деревьях, лесных растениях и животных, а также отрывки из произведения «Аникшчяйский бор» известного литовского поэта Антанаса Баранаускаса, уроженца этих мест. Здесь родился и его двоюродный внучатый племянник прозаик Антанас Жукаускас, более известный как Венуолис, а также прозаик Йонас Билюнас и писательница Броне Буйвидайте. Так что Аникшчяй по праву считается литературной столицей Литвы, а писательские усадьбы превратились в центры народного просвещения.
Одна из самых популярных атракций в Аникшчяе, которая придется по вкусу и взрослым, и детям, – Музей узкоколейной железной дороги. Эта старейшая сохранившаяся узкоколейка из построенных в Российской империи начала строиться в 1894 году. В лучшие времена протяженность железной дороги, уходившей далеко в Беларусь, имела протяженность более 300 километров, а ее «столицей» оставался Паневежис. Постепенное закрытие участков началось с 1970-х годов, но делалось это хотя бы по-европейски: здесь сберегли вокзальчик без путей, там паровоз поставили на постаменте – как в большом Паневежисе, так и в маленьких Биржае и Пакруойисе. Как бы то ни было, как общественный транспорт, узкоколейка прекратила свое существование в 2001 году, но была сохранена и превратилась в действующий музей. У железной дороги есть сайт с англоязычной версией, где можно посмотреть расписание экскурсионных поездов, курсирующих летом по выходным в основном по короткому маршруту «Аникшчяй–Рубикяй».
В здании вокзала сохранился исторический кабинет начальника станции с картой железных дорог и портретом Витовта на стене. Любой желающий здесь может сфотографироваться на память в фуражке начальника.
В музее есть мотодрезина, которая была основным транспортом на многих узкоколейках, разные вагоны – грузовые и пассажирские, грузовик на железнодорожных колесах – весьма впечатляющий своей необычностью. Кроме осмотра экспонатов музея – инвентаря и техники, можно прокатиться по рельсам на ручной дрезине или велодрезине.
Музейностью веет и от действующих составов: старенькие, но в отличном состоянии, вагоны, которые ведет не менее заслуженный честный ТУ2 – знаменитая «кукушка» 1950-х годов выпуска, ставшая, благодаря своим надежности и эффектному облику, символом советских узкоколеек.
Несколько лет назад ученые искали рядом с Аникшчяем Воруту – первую древнюю столицу Литвы. Недалеко от деревни Шейминишкеляй есть большой курган, который считается столицей короля Миндаугаса, местом его коронации и расположения пропавшего замка Воруты. По мнению археологов, это городище относится к X–XIV векам. По преданию под замком находились большие подвалы с несметными сокровищами. Сейчас курган исследуют ученые, а в 2004 году рядом с ним построили смотровую башню, откуда открывается потрясающий вид на леса и озера.
И среди всего этого природного великолепия – непостижимо гигантский аникшчяйский костел Святого Матвея, построенный в 1889–1914 гг. Его башни самые высокие в Литве – 79 метров. Изначально, в первой половине XV века, костел был построен из дерева, но многократно горел. В середине ХVIII века было возведено новое здание – из кирпича – только с одной башней. В 1909 году был перестроен в стиле неоготики и приобрел тот вид, в котором находится до сегодняшних дней. Стоимость постройки оценивается в 87 090 царских рублей. В одной из башен оборудована смотровая площадка, к которой ведут 186 ступеней, но подниматься до странного легко. С площадки весь городок лежит как на ладони: виден даже дом Венуолиса в селе Ажупечяй, позже вошедшем в черту города; квартал новостроек; плотина на Швентойи – регулятор стока воды для ГЭС; водонапорная башня, а за ней внушительных размеров фабрика – в Аникшчяе добывают кварцевый песок, который по узкоколейкам и возили на заводы Паневежиса.
Особое внимание привлекает большая труба. Это – местный винодельческий завод, главное предприятие города и единственное, подобное во всей Литве. Первую винокурню основал в своем подвале в 1926 году местный агроном Балис Каразия. Продукция завода стала необычайно популярной, а газеты того времени стали именовать Аникшчяй винной столицей Литвы. Сегодня здесь производят очень даже неплохие яблочные и ягодные вина. На заводе можно заказать дегустацию фруктово-ягодного вина «Ворута», а в качестве сувенира купить домой фирменные ликеры и настойки.
Отдых в Аникшчяе предполагает спокойное единение с природой, наслаждение ее красотами и использование разнообразных возможностей для спорта и развлечений. Здесь круглый год проходят спортивные мероприятия: соревнования по плаванию, греко-римской борьбе, спортивным танцам, традиционная парусная регата на озере Рубикяй.
Для проживания туристов свои услуги предлагают сельские усадьбы, которых в окрестностях более тридцати, и две небольшие гостиницы Nykščio Namai и Puntukas. А для более комфортабельного отдыха предлагается: SPA VILNIUS Anykščiai – гостиница 4*, спа-центр с бассейном с минеральной водой, бассейном для детей, ресторан с уличной террасой, детская игровая комната и конференц-зал.