Александр Федулин: Приближаем учебу к индустрии

16 ноября 2017 г.
Высшее образование в туризме – одна из самых «молодых» областей отечественной образовательной системы, а ее основным драйвером по праву считается Российский государственный университет туризма и сервиса

С ректором РГУТИСа Александром Федулиным мы побеседовали о том, что изменилось в образовательных программах университета за ­последние годы.

 

– Вы качественно меняете концепт образования в туризме. С чем это связано?

– Мы стараемся ориентироваться на те тренды, которые влияют на изменение туристической бизнес-карты России, их немало. Прежде всего это «молодость» внутренних туристских дестинаций и, соответственно, более низкие позиции отечественных туристских направлений в международных рейтингах конкурентоспособности. При этом мы видим и смещение потребительского спроса в сторону внутреннего туризма.

Отдельная особенность – это сложившаяся модель занятости в туризме, которая заключается в преобладании в профессиональной структуре кадров с адаптируемой квалификацией без профильного образования.

И, конечно, растущая доля internet-инструментов для самостоятельного планирования отдыха и путешествий, повышение функциональности и расширение тематики поисковых и навигационных сервисов и SMART-приложений для туристов, не отменяющая необходимости сервисного сопровождения логистики индивидуальных поездок.

 Есть тут и много психологических и возрастных «новаций»: это и стремление туриста к получению дополнительных эмоций и уникальных впечатлений с ассоциациями и смыслами, ориентированных на личность путешествующего, и  «омолаживание» путешествующей аудитории.

Никто лучше, чем работодатели, не чувствует этих перемен. Таким образом, основой новой образовательной парадигмы является создание активных методик обучения в тесном взаимодействии с ведущими компаниями индустрии туризма. Это – проектное обучение и практико-ориентированный подход, создание имитационного туристского образовательного пространства в университете и базовых кафедр на предприятиях туристской индустрии.

 

– Это совершенно новый подход к обучению студентов. В чем он заключается?

– Институт «лекций и семинаров» безнадежно устарел, общество и бизнес требуют иных принципов образования, пересмотр методов и форм подготовки будущих специалистов в туризме. Традиционное лекционное обучение уступило место проектному и проблемно-ориентированному обучению. В основе туристского образования должны лежать следующие принципы: выделение общесистемных компетенций, овладение которыми обеспечивает подготовку психологически и профессионально гибкого «коммуникатора» потребителя и туристской услуги; минимизация числа дисциплин за счет концентрации на ключевых навыках и знаниях, обучение самообучению; максимальное приближение условий получения теоретических знаний и практических навыков к реальной ситуации в турбизнесе.

 

– А как это достигается в реальности?

– Прежде всего через базовые кафедры на ведущих предприятиях отраслевых компаний индустрии туризма. Но эта адаптированность была бы невозможна без уникального имитационного туристского образовательного пространства, созданного в университете в 2015 году и включающего мастерскую туризма, «квази»-турорператорскую фирму «РГУТУР», учебный ТИЦ «Подмосковье-РГУТИС», мультитренинговую лабораторию, IT-класс «МастерТУР», профессиональное выставочное оборудование, студию гостеприимства, центр международных практик и стажировок.

Выпускник РГУТИС должен в процессе обучения развить способность к проектному взгляду на будущее, а задача университета – создать условия, необходимые для «конструирования» выпускником своей профессиональной траектории. Этого можно достичь только с помощью инновационного образования, ориентированного на формирование готовности студента к быстронаступающим переменам, способности к творчеству, самостоятельных шагов в будущем. Проектная работа – это не проектирование по прототипу, а разработка новых решений, работа на материале реального представителя туристского бизнеса, в котором участники несут ответственность за результат.

 

– Реальное взаимодействие с работодателями – важнейшее условие подготовки качественных кадров для туристской индустрии. При этом «профи», как всегда, заняты. Как удается решать эту проблему?

– Мне кажется, эта проблема надуманна. У нас она эффективно решается в формате существующих в РГУТИС базовых кафедр. Именно они – их в университете насчитывается уже девять – являются плацдармами для дальнейшего развития кооперации между вузами и туристской индустрией  с учетом самых актуальных запросов бизнеса и общества. Это – кафедра гостеприимства на базе Федерации рестораторов и отельеров; кафедра внутреннего и въездного туризма на базе старейшей советской и российской туристической компании ООО «ИНТУРИСТ»; кафедра технологий туризма на базе ООО «АКАДЕМСЕРВИС», одного из ведущих многопрофильных туроператоров по приему в России, странах СНГ и Балтии; кафедры на базе туроператоров SPACE TRAVEL, «Дельфин», «АРТ-ТУР» и др.; совместная кафедра экскурсионного туризма с ООО «ИНТЕРС-РУС» по проекту «Живые уроки»; кафедры на базе глобальных гостиничных сетей MARRIOTT, ACCOR, HILTON, CARLSON RESIDOR.

Такие кафедры на предприятиях индустрии туризма являются действенным механизмом и эффективной формой организации взаимодействия между профессиональной отраслевой средой и студентами, позволяющими существенно повысить уровень и качество практик, подготовить учащихся к актуальным потребностям рынка, а зачастую и способствовать реализации студентами собственных стартапов.

Немаловажно, что нам удается интегрировать передовых участников экономической деятельности в туризме в отраслевую академическую среду, активно вовлекать их в процесс разработки профессиональных стандартов и образовательных программ, различных аттестационных форм и процедур, стимулировать работодателей брать на себя часть ответственности за качество подготовки кадров.

При этом туркомпании получают возможность качественного кадрового отбора, поиска талантливой молодежи и знакомства с будущим работником, вовлечения его в реальную профессиональную деятельность.

Итогами такого погружения становится презентация «кейсов» – максимально приближенная к реальной ситуации имитация профессиональной туристской выставки или туристского воркшопа, в рамках которых студенты направлений «туризм» и «гостиничное дело» демонстрируют результаты работы по учебной и производственной практике, пройденной в течение учебного года в РГУТИС по новой методике. Это деловая игра-выставка и тренинг Workshop, деловая игра «Студенческая инновационная туристическая выставка», итоговая деловая игра «Выставка молодежных туристских проектов “­РГУТИСТУРМАРКЕТ”».

 

– Многие работодатели по-прежнему сетуют на то, что им приходится с первых шагов объяснять выпускникам: «…а теперь забудь все, чему тебя учили в вузе…»

– Вся научно-образо­ва­тельная деятельность университета направлена на реализацию принципа «Наш выпускник – готовый продукт». С 2015 года в университете внедрена оценка компетенций, которая состоит из оценки по приобретенным знаниям, навыкам, умениям и готовности и способности их применения в практической деятельности с участием работодателей. Данные условия позволяют создать реальный спрос со стороны туристского бизнеса на выпускников РГУТИС как продукта, не требующего «доработки» в реальных условиях.

1. .

1

.

.

Мы поговорили с Дмитрием Родионовым, руководителем туристско-рекреационного клас... >>>
По итогам прошлого года граждане России совершили почти 42 миллиона поездок в др... >>>
Пока вузы и колледжи разбираются со стандартами образования, частные компании ст... >>>
Ольга Филипенкова, директор по маркетингу и продажам курорта «Роза Хутор» ... >>>
"Привлекать клиентов качеством, а не ценой"... >>>
Управляющий директор субагентского бизнеса холдинга «Випсервис» Ирина Соловьева ... >>>