Турагентства обсудили будущее отрасли
Инициаторами Конференции «Выживание турагентств, как класс, в условиях стремительно меняющегося туристского рынка» выступили представители турагентского сообщества Северо-Западного Федерального округа. Данный вопрос постоянно поднимается на крупных мероприятиях, и вопрос, как будут работать туроператоры стоит все острее. Местные агентства ограничены пулом партнеров-туроператоров, так как не все готовы в условиях сниженного спроса ставить полетные программы из регионов.
Туроператоры только недавно стали открыто говорить о том, как они планируют выстраивать работу с розницей в условиях меняющегося законодательства. Правда, пока только единицы, большая их часть до сих пор молчит, предпочитая предварительно узнать позиции конкурентов.
Прежде, чем перейти непосредственно к обсуждению, ведущий мероприятия Димитрий Морозов, адвокат Объединенной сети «Горячие туры» и «ТБГ» озвучил восемь основных сценариев, по которым может выстраиваться работа туроператоров с туристическими агентствами после 1 января 2017 года.
Турагент подписывает с туроператором договор без обеспечения обязательств. Доверенность выдается только на каждую совершенную сделку.
Турагент подписывает с туроператором договор без обеспечения обязательств, по которому он работает от имени и по его поручению, и по его доверенности. Клиент платит напрямую туроператору
Турагент заключает с туроператором договор с обеспечением обязательств (банковская гарантия, страхование ответственности, обеспечительный платеж, залог имущества) и получает от него доверенность. Турагент получает деньги от реализованного турпродукта и выплачивает 100% стоимости оператору.
Турагент заключает с туроператором договор о реализации услуг: поиск, бронирование туров, отелей, авиабилетов. По такому договору может работать любое юридическое лицо, не обязательно являющееся турагентом. Но, при этом, клиент платит напрямую туроператору.
Турагент заключает с туроператором договор о реализации услуг: поиск, бронирование туров, отелей, авиабилетов. По такому договору может работать любое юридическое лицо, не обязательно являющееся турагентом. Но, в отличие от четвертого варианта потребитель производит оплату не Туроператору, а Турагенту.
Вариант для центра бронирования. Центр бронирования заключает договор с туроператором и получает доверенность. Турист заключает договор с Центром бронирования (возможно трехсторонний договор с агентством). Оплата производится напрямую в Центр бронирования, а затем перечисляется Туроператору.
Тоже вариант для центра бронирования. Центр бронирования заключает договор с Туроператором. Турист заключает договор с Турагентом на месте договор поручения о подборе тура. Турагент заключает с Центром бронирования договор реализации туристского продукта. Доверенность туристу выдается доверенность на центр бронирования.
Третий вариант для центра бронирования. Центр бронирования заключает договор с Туроператором. Туроператор выдает доверенность с правом передоверия на других турагентов. Турист заключает договор с Турагентом и производит оплату Турагенту.
Юрист «Веди Тур групп» Артур Михальчук обратил внимание собравшихся на то, что туристическая отрасль переживает кризис доверия. Туроператоры опасаются, что непрофессиональный менеджер в агентстве неправильно проинформирует клиента о параметрах тура, но отвечать за несоответствие придется туроператору, выдавшему доверенность. Юристы, туроператоров, разрабатывая новые механизмы работы, в первую очередь думают, как защитить свои компании от таких ситуаций, и, порой, выработанные ими решения идут вразрез с интересами развития бизнеса.
Мария Бакерина, представитель TUI Россия сказала, что их компания внимательно следит за тем, что происходит на рынке. Для крупных сетей введение депозитов не станет чем-то новым, так как подобная практика уже и так присутствует на рынке. Просто отныне туроператоры станут рассчитывать размер депозитов исходя из оборотов сетей. По поводу же независимых агентств и агентств, работающих в регионах, есть над чем задуматься. Если крупным агентствам Москвы и Санкт-Петербурга будет не так сложно направить часть своих оборотных средств на депозиты, то для их коллег, которые не имеют больших объемов бронирования, такая схема не подойдет. И здесь будет важно принять такой формат работы, который позволит всем игрокам чувствовать себя комфортно на рынке.
Присутствовавшая на Конференции представитель ICS Travel Group Ирина Паздерина сказала, что их решение также будет озвучено позднее, но интересы агентств будут в нем учтены.
Однако, есть на рынке компании, которые не будут менять схему работы после нового года. К примеру, компания «Островок». Как рассказал собравшимся Евгений Хитрик, несмотря на то, что «Островок» состоит в реестре туроператоров, компания реализует только услугу бронирования отелей, а не полный турпакет. А в сложившихся условиях, скорее всего, и не будет развивать. Евгений Хитрик предположил, что турагентствам будет выгоднее зарегистрироваться в качестве туроператора и самостоятельно формировать турпродукт, обращаясь к услугам нескольких поставщиков, нежели вносить депозиты.
Пока же ясно, что туроператоры изучают законодательство, следят за формированием нормативно-правовой базы и вырабатывают пути взаимодействия, которые устроят всех участников рынка.