Новые реалии – экономические и политические, сложившиеся в стране в последние годы, во многом изменили и бизнес, и самих людей, занимающихся им. Чем Татьяна Ванд нынешняя – как человек и как директор туристической компании «ВАНД» – отличается от той, что была, скажем, 5 лет назад?
Татьяна Ванд: В то время у меня были оптимистические надежды и ожидания, связанные тенденциями, которые мы тогда наблюдали: мы стремились объединяться с Европой, всерьез готовились к отмене виз, надеялись на перспективы интеграции и становление цивилизованного рынка. Происходящее тогда меня очень вдохновляло. Я надеялась, что будет меньше преград – люди будут ездить, смотреть и… еще больше ездить. Было ощущение, что все меняется к лучшему.
Именно поэтому я почти 1,5 года потратила на участие в обсуждениях туристического законодательства в Госдуме, в Торгово-промышленной палате. И вот там я увидела, что законы у нас принимают люди, которые ни дня не работали в туризме, не знают, что такое оперейтинг, агентство, из чего складывается турпродукт... Помню, как однажды кто-то предложил ввести акцизные марки на туристические ваучеры! Я была в шоке от того, что развитием туризма и открытием мира для россиян занимаются совершенно не заинтересованные и ничего не понимающие в этом люди, что они готовят важнейшие решения, даже не ознакомившись с сутью обсуждаемых вопросов. Я убеждена, что без глубокого знания проблем невозможно сделать правильные выводы и двигаться вперед в верном направлении. И как могла, старалась до них донести эту правду. Но почти все время мы говорили на разных языках – я единственная из них была директором туркомпании, владельцем бизнеса… Года три назад я окончательно поняла, что все это – возня в болоте, и на законодательном уровне ничего не изменится, пока не изменится существующий подход.
А ощущаете ли вы какие-то перемены сейчас?
К сожалению, пока нет. Вместо того чтобы бороться с демпингом – злом, которое по-прежнему процветает в турбизнесе России и с которым необходимо бороться, потому что оно разрушает наш туристический рынок, принимаются никому не нужные поправки, к примеру, те же договора-поручения… Не вижу предпосылок того, что в туризме будет действовать антидемпинговое законодательство. С демпингом пока даже ФАС не может ничего сделать. Там говорят: у вас должен быть регулятор. Но его как не было, так и нет. Я вижу, что ушли одни «демпингисты», пришли другие, из числа некогда уважаемых компаний. А между тем профессиональных игроков, которые грамотно ведут свой бизнес и пытаются развивать рынок, остается все меньше. Я говорю о PAC Group, компаниях «Русский Экспресс», UTS, «Арт Тур»... Конечно, мы стараемся, как можем, держаться. И все же в довольно короткие сроки в три с лишним раза сократилось количество операторов в России, разорились сотни агентств. Демпинг убивает российский турбизнес изнутри… Мне лично работать на рынке, где играют в пирамиды, кредиты, демпинг – неинтересно. По сути, я продолжаю работать ради дорогой мне команды…
Так что с позиции владельца бизнеса у меня стало меньше надежд и иллюзий относительно перспектив развития туризма в стране и законодательного урегулирования самых острых проблем. А человеческие принципы мои не изменились: я как не брала кредитов, так и брать их не буду, как не прибегала к демпингу, так и не буду. Мы в «ВАНД» хотим засыпать и просыпаться спокойно.
Татьяна, тогда что вам сейчас интересно в жизни, в бизнесе?
Вы удивитесь – французский язык. Я его уже год изучаю. Очень нравится. К тому же эти занятия отлично развивают память – нужная информация сейчас запоминается гораздо лучше, чем до начала обучения. В бизнесе мне стал интересен прием. Мы недавно начали принимать иностранных туристов, пока совсем немного. Предлагаем пока только Москву, Санкт-Петербург и Золотое кольцо, где, на мой взгляд, турпродукт сформирован на европейском уровне.
После закрытия Турции и Египта операторам по массовому туризму пришлось переориентироваться, многие обратились к России – курортам Краснодарского края, Крыму. Как чувствовала себя в этой связи ваша компания, будучи многопрофильным оператором? Предложили ли вы что-то новое на замену лидерам пляжного отдыха?
В целом в нашем ассортименте – огромное разнообразие направлений. Что-то новое нам придумать и предложить уже довольно сложно. Направлений у нас больше, чем у кого бы то ни было в России. Как мне говорили зарубежные коллеги, за границей таких многопрофильных туроператоров, как «ВАНД», уже не встретишь. Мы отправляем наших клиентов в самые экзотические и удаленные уголки мира, у нас есть и Иран, и Антарктида, и Ямайка, и множество других направлений. Но несмотря на это рынок все равно сужается, туристический поток – и въездной, и внутренний – падает, а наш доход за последние годы сократился примерно втрое.
Как вы оцениваете возвращение наших туристов на родные курорты, оживление внутреннего туризма?
Для меня очевидно: запретили людям ехать в Европу, Турцию, Египет – они поехали по России. Есть операторы, которые лишь недавно открыли это направление, мы же занимаемся им больше 20 лет. Действительно, количество туристов, забронировавших у нас туры по России, выросло примерно на 10%. Но лично меня этот прирост не радует: с точки зрения бизнеса он почти не дает дохода, поскольку все туры по России заметно дороже «экскурсионки» в Европу. При этом, за редким исключением, мало где в России предлагается первоклассный экскурсионный продукт – такой, чтобы и транспорт достойный, и гостиница, и дороги, и объекты посещения. Хочется, чтобы принимающие компании делали туры короче, дешевле и качественнее. Сейчас мы выигрываем только благодаря нашим гидам – либо старой, еще советской закалки, энциклопедических знаний специалистам, либо молодежи, влюбленной в свой край и изучающей его.
Непросто заработать в России и на курортном отдыхе. Наши южные здравницы и отели не очень-то хотят работать с операторами – комиссию около 10% вряд ли можно считать привлекательной, в сезон и сами неплохо загружаются, а поэтому не готовы встраиваться в бизнес-модель, которая, например, с успехом действует даже в Кении и Индии. Бо́льшую комиссию – около 15% – получают только очень крупные операторы. Те привозят действительно много туристов, но в этом случае отели сами часто отказываются от сотрудничества, недовольные своими заметно «урезанными» доходами и тем, что после сезонного «нашествия» им приходится серьезно вкладываться в ремонт.
Да, среди туристов есть такая категория, которая любит наши курорты. В основном это те, кто не отдыхал за границей. И сегодня 70% из них не нужны турфирмы – люди сами покупают билеты и размещаются в частном секторе. Я тоже недавно отдыхала в Анапе: вроде бы и неплохо, но второй раз не поеду. Администрации курортов, конечно, стараются, пляжи убирают, инфраструктура общепита вполне развита… Однако сервис в гостиничном секторе оставляет желать лучшего, очень шумно, дороги по-прежнему плохие, а цены на фрукты, например, в Анапе или в Сочи – такие же, как в Москве. Ты должен приехать с большими деньгами, а если едешь с ребенком – то с очень большими, потому что развлечения для детей влетают «в копеечку».
Хотелось бы, конечно, чтобы наши люди отдыхали в России. Я люблю свою Родину и соотечественников, часто езжу по стране и вижу, как много нам еще предстоит сделать в туристической инфраструктуре и продукте, чтобы принимать своих туристов на таком же уровне, к которому они привыкли в Европе.
Татьяна, турфирма «ВАНД» известна тем, что у нее очень много возвратных туристов. За что вас так любят клиенты и агентства, что они раз за разом выбирают именно вашу компанию?
Это правда – очень многие туристы «ВАНД» путешествуют с нами не один год. Они ждут от нас интересных идей, новых направлений, доверяют нашим менеджерам воплощение своей давней мечты. Одно из достоинств компании, я думаю, – стабильность. Мы не рискуем ни своими деньгами, ни деньгами туристов. Сумели приобрести в собственность оба офиса – в Козицком переулке и на улице Покровка и, к счастью, оплачиваем лишь коммунальные расходы. Уверена и за наших опытных менеджеров: они досконально знают свои направления, постоянно учатся новому, посещают рекламные туры, работают с ценами, делая их максимально привлекательными. Сохранять клиентов нам помогают старые и проверенные партнеры среди принимающих компаний, а также прекрасные отношения с авиаперевозчиками, офисами по туризму и визовыми центрами. Ну и у нас прекрасные собственные IT-специалисты, благодаря которым техническое оснащение компании всегда на высочайшем уровне. Благодаря им, для туристов есть все возможности для онлайн-покупки тура, что невероятно популярно в наши дни, для агентов – самые передовые и удобные системы бронирования, в которые заложены гибкие тарифы.
Насколько я понимаю, ваше недавнее ноу-хау – система актуализации цен – это их работа?
Да, эта система, которую мы внедрили в августе, дает возможность пользователю в режиме реального времени получать информацию о стоимости турпакета с включенным авиабилетом на регулярных рейсах. То есть на момент запроса на сайте пользователь актуализирует цену одним кликом: система выдает ему текущую стоимость пакета с билетом. Это новшество дает сразу три преимущества: клиент не ждет ответ менеджера по стоимости билета на момент бронирования, а сразу получает ответ, актуализация выдает окончательную цену пакета, которая уже не изменится, есть возможность выбора перелетов по желанию клиента..
А ваш личный секрет успеха, как руководителя компании?
Надо все время находиться в офисе. Чувствовать биение пульса команды и бизнеса. Приходить утром и уходить вечером. Доверять руководителям отделов, быть в тесном контакте с менеджерами, которые «слышат рынок». Не бояться напрямую выйти к туристам, даже чтобы просто принести извинения.
Когда же, по вашему мнению, можно ждать позитивных перемен на туристическом рынке России?
Думаю, что во многом это зависит от того, как скоро государство, с одной стороны, научится регулировать отношения в туризме, а с другой – сделает так, чтобы турист был действительно защищен. Но что-то мне подсказывает, что некоторое оживление экономики, которое мы понемногу ощущаем, снова позволит людям больше путешествовать. И тогда, конечно, легче станет и туристическому рынку в целом. Поверьте – после рождения детей, путешествие – самое большое счастье в жизни.