Летний сезон в Израиле завершается в октябре. Но практически до конца ноября здесь еще тепло: можно наслаждаться всеми его морями и отправлять фотокарточки друзьям, которые в России уже готовятся к новогодним праздникам. К декабрю в Израиле наступает затишье. На смену изнуряющему зною и туристическому буму приходит долгожданное умиротворение. Это лучшее время для тех, кому интересно познакомиться с удивительной историей и культурой этого региона.
Архитектура Тель-Авива
Тель-Авив, драйвовый и эклектичный, в зимнее время открывается туристу с другой стороны. Если в летнюю жару туристы бегают от магазинов до кафе, где работают кондиционеры, то теперь наконец-то можно вдоволь погулять по городу. Восточная и еврейская архитектура здесь гармонично соседствует с современными зданиями, а изюминкой градостроения стали постройки течения Баухауз.
Как известно, город был основан в начале ХХ века еврейскими иммигрантами на побережье Средиземного моря, недалеко от древнего портового города Яффо, и тесно связан с этим библейским городом. В годы нацизма в Тель-Авив хлынули беженцы, многие из которых были строителями и архитекторами – модернистами и приверженцами новой школы Баухауз, которую отличала функциональность, ясность линий, компактность, простота, отсутствие изысков и украшений. Архитекторы адаптировали стиль к жаркому климату и построили несколько кварталов – более 4 тысяч жилых домов и административных сданий с широкими фасадами, длинными, узкими, надстроенными один над другим балконами, маленькими окнами и плоскими крышами. Здания окрашены в белые и светлые тона, поэтому Тель-Авив называют еще “белым городом”.
Жить в Баухауз
В строениях баухауз расположены не только галереи и музеи, но и отели. Например, можно остановиться в Шеф Хостел Монтефиоре, который расположился в двух минутах ходьбы от бульвара Ротшильда, в центре Тель-Авива. В этом харизматичном месте можно снять как отдельный номер, так и койко-место в хостеле. Этот и еще десяток демократичных отелей обожают студенты и приверженцы демократичных мест размещения. Аутентичное и одновременно комфортное проживание позволит туристу глубже проникнуться простой жизнью старого города.
Отправившись бродить по Тель-Авиву, на углу бульвара и улицы Герцль можно найти самый первый дом, построенный одной из семей-основателей города. Обязательный мастхэв: пройти на улицу Алленби и среди многочисленных баров и кафешек отыскать синагогу с большим куполом и витражами.
Прямо напротив синагоги есть кафе, где, по ощущениям, тусуется весь вечерний и ночной Тель-Авив. Хозяева раскрывают секрет якобы необъяснимой популярности заведения: здесь очень вкусная еда и место намоленное.
Отдых в кибуце
Познакомившись с жизнью столицы, можно заглянуть и в глубинку. Лучший вариант, если вы решились на самостоятельный израильский трип – взять в аренду автомобиль, отправиться в пустыню Негев и остановиться в кибуце, километрах в ста от Тель-Авива.
Кибуц – это сельскохозяйственная коммуна, уникальное явление, которое характерно для Израиля, когда воодушевленные идеями возрождения израильского государства люди были полны решимости построить экономику на основе крепкого сельского хозяйства. Климат и география к выращиванию зерна, овощей и фруктов в Израиле, мягко говоря, не располагают, но израильтян это не остановило. Люди сплотились в рабочие коммуны – кибуцы, чтобы вместе преодолеть все трудности. В общине все работают на равных, и доходы распределяются поровну между всеми его участниками. Сейчас кибуцы занимаются не только традиционным сельским хозяйством, но и продвигают современные технологии – изобретают новые поливные системы и продают патенты на уникальные методы орошения, так что диву даешься. Не так давно в кибуцы стали приглашать туристов.
Один из таких Кибуц Урим. Он находится на севере Западного Негева. Здесь постоянно живут около 60 семей. Есть детский сад и начальная школа, бассейн, магазин, столовая и детская площадка. Семьи Урима выращивают зерно, кукурузу, горох, фрукты и овощи. Взрослых в рабочее время практически не видно, зато дети стайками носятся по дорожкам между домиками и галдят на детской площадке под присмотром старших. Вечером семьи собираются в столовой и неспешно обсуждают прошедший день, сидят за столиками рядом со своими домами и пьют кофе или валяются на траве под эвкалиптами вместе с детьми.
Фестиваль независимой израильской музыки
С недавних пор кибуц Урим стал одним из любимых мест, где селятся туристы, приезжающие на стремительно набирающий обороты популярности музыкальный фестиваль InDnegev. От поселения до места проведения фестиваля – двадцать минут на автомобиле.
На фестивале играют преимущественно локальные артисты, поют на иврите и английском, но влияние выходцев из России тоже ощущается – нет-нет, да и услышишь русский текст. Например, очень популярна в стране русскоязычная певица Marina Maximilian. Assaf Amdursky, Riff Cohen, RamOrion, Nechi Nech, ETMX, Buttering Trio. Музыканты тель-авивского лейбла APE Records собирают тысячные толпы вокруг главной сцены «Monkey». Сцена «Elephant» поменьше – для тех групп, кто не дотянул до главной, и еще несколько площадок по интересам – для любителей психоделики, электроники, отвязного панка или религиозных песен.
По словам организатора Асафа Бен Давида, изначально InDnegev задумывался как любительский, некоммерческий фестиваль, который призван показать миру новые израильские таланты. И это их принципиальная позиция. Здесь вы не увидите спонсорской рекламы, а убирают территорию и следят за порядком исключительно волонтеры. Израильтяне приезжают сюда со своими палатками – есть огороженная территория кемпинга и охрана. Еда и напитки продаются прямо возле сцен. Иностранных туристов тут нет – только свои, но организаторы планируют развиваться в этом направлении. Поэтому в ближайшие несколько лет еще есть возможность погрузиться в абсолютно аутентичную среду.
Ну а вечером, вернувшись в кибуц, можно в спокойном умиротворении наблюдать закат солнца в пустыне и смотреть в бесконечное звездное небо.
Такой вариант отдыха в Израиле пока мало знаком российским туристам, да и не только российским. Но поверьте, это восхитительно.