Туринфо: Александр, сейчас, наверное, уже можно сравнить прогнозы и реалии на греческом направлении в летнем сезоне 2016 года?
Александр Цандекиди: Прогнозы были разные. Весной рынок наблюдал настоящий всплеск спроса на греческие курорты, у всех были высокие продажи. В начале весны превышение показателей текущего года над прошлым достигало 40%. Этот темп мог бы как минимум сохраниться, а возможно, спрос бы еще подрос. Но программу-максимум, на которую многие рассчитывали, не получилось реализовать. Целый ряд факторов сработал на спад интереса: политический, экономический, но самая главная проблема, с которой мы столкнулись на старте сезона, – визы.
Вы имеете в виду то, что визовые центры не справлялись с потоком?
Да. К сожалению, надо открыто признать, что греческие визовые центры оказались не готовы к такому объему. В итоге в консульстве накопилось большое количество паспортов. Плюс был проведен неудачный эксперимент с изменением схемы подачи документов в визовом центре, когда попытались отменить систему предварительной записи, предложив туристам приходить в визовый центр в формате «живой очереди». Это вызвало неразбериху, многочисленные и порой длительные задержки выдачи виз. Естественно, прокатилась волна негатива в прессе. В итоге в мае рост спроса сократился до 10%.
Вы, как туроператор, кровно заинтересованный в ускоренном визовом процессе, могли как-то повлиять на ситуацию?
От нас поступило обращение в центральный офис визовых центров Греции. Думаю, другие компании также забили тревогу. В итоге на помощь сотрудникам консульского отдела из Афин прибыла дополнительная команда офицеров греческого МИД. Ситуация с визами постепенно стабилизировалась, но самая непростая ситуация сложилась не в Москве, а в российских регионах. Там срок изготовления визы значительно увеличивается за счет того, что тратятся дополнительные 4–5 дней на передачу биометрических данных в консульство. Эти несколько дней создавали большие проблемы и нам, и агентам, и туристам. Поведение клиента в такой ситуации очевидно – никто не хочет рисковать. В результате почти полтора месяца Греция стабильно теряла российских туристов. Хотя, повторюсь, в предстартовый период был набран отличный темп роста.
В начале сезона операторы заявляли амбициозные полетные программы из регионов. Это, мягко говоря, настораживало…
Да, действительно, ситуация с избытком авиаперевозки в какой-то момент была острой. И, в общем-то, она была абсолютно прогнозируемой, хотя бы по причине того, что у большинства операторов федерального масштаба есть свои авиакомпании, лизинговые самолеты – они должны летать. Греция, как страна массового туризма, была в числе тех, куда развернули эскадрильи. Однако мы видели, что уже в мае компании начали снимать рейсы из регионов России сначала точечно, а к концу мая – целые цепочки. Потому что перевозки, действительно, было заявлено больше, чем диктовал спрос. К счастью, разум восторжествовал! Обо всех игроках, к сожалению, этого сказать нельзя, но большинство операторов реально оценили ситуацию на рынке. О полной стабилизации и полном равновесии вряд ли приходится говорить, понятно, что ценовые войны продолжались, но, мне кажется, какого-то жестокого демпинга уже где-то к началу июня не было.
Операторы все усилия направили на Крит, Родос, Халкидики, Корфу. Почему большинство сосредоточилось лишь на этих направлениях? Логично было бы предположить, что если Крит переполнен, предложений явно больше, почему не попытаться развернуть на другие, менее загруженные курорты?
Чтобы загружать чартеры, нужен массовый спрос. А он сосредоточен как раз на тех островах и регионах, что вы назвали. Полдела – заявить полетную программу. Нужно еще понимать, куда селить туристов, которые будут прилетать десятками и сотнями различных рейсов. На небольших греческих островах наблюдается серьезная нехватка номерного фонда. В этом году операторы начали планировать и заявлять полетные программы в последний момент. А отели к этому времени были уже законтрактованы их европейскими коллегами. Греческие отельеры не будут урезать квоты европейских рынков и отдавать их российским фирмам. В ущерб европейцам такое делаться не будет. Это нужно понимать.
Если говорить о структуре спроса, что в этом сезоне наиболее активно «росло»?
Дорогой продукт продавался стабильно и с небольшим ростом. Туры с размещением в отелях среднего класса продавались примерно по показателям прошлого года. А вот в низкоценовом сегменте наблюдался, действительно, ощутимый подъем, что, конечно, свидетельствует о том, что перераспределение турпотока (о чем с неохотой говорят операторы) все же произошло. Греция в этом сезоне однозначно получила дополнительный приток за счет туристов, которые раньше выбирали более бюджетные Египет и Турцию. В середине сезона мы уловили тренд и пошли на эксперимент: в самый разгар лета вывели на рынок новый продукт – отдых в арендуемой курортной недвижимости. Продажа туров с проживанием в апартаментах вызвала настоящий всплеск активности. Мы были приятно удивлены и, однозначно, сделаем акцент на этом виде отдыха в сезоне 2017 года.
А как повел себя новый греческий клиент, когда власти открыли Турцию?
Могу сказать, что отказы были единичными. Мы не ощутили оттока туристов. Турпакеты в Турцию на основе регулярной перевозки были не конкурентоспособны. Чартерные программы открылись в начале сентября, ну о чем здесь можно говорить? Греция к этому моменту была уже продана. Это, во-первых. А во-вторых, у Турции и Греции абсолютно разный клиент. Даже если на следующий год произойдет откат за счет тех туристов, которые в 2016 году выбрали Грецию в условиях отсутствия на рынке Турции, думаю, он будет небольшим. Повторюсь, Греция не выполнила программу-максимум ожиданий исключительно из-за визовых проблем в начале сезона. Рост продаж должен был вырасти на 50–60%. На деле общий рост по рынку составил не более 25%.