Железнодорожный туризм: перезагрузка

28 декабря 2014 г.
Расцвет железнодорожных путешествий в России пришелся на советский период. В 80-е годы количество ж/д туристов ежегодно составляло
Расцвет железнодорожных путешествий в России пришелся на советский период. В 80-е годы количество ж/д туристов ежегодно составляло более четырех миллионов человек. Но Советский Союз распался, а вместе с ним ушло и само понятие железнодорожный туризм. Круизы по железной дороге перешли в формат разовых немассовых туров. Сегодня традиции железнодорожных путешествий снова начали возрождаться и в стране снова загудели туристические поезда.

НАЧАЛО ПУТИ 
Не секрет, что развитие железнодорожного туризма серьезно зависит от позиции главного игрока в этой сфере: компании ОАО «РЖД». За туристические перевозки в холдинге-монополисте отвечает профильный туроператор – «РЖД Тур». По словам его генерального директора Сергея Ильягуева, в настоящее время разрабатываются новые проекты для популяризации ж/д туризма и компания готова к активному сотрудничеству с туристическими агентствами. 

Так, в 2012 году по инициативе Федеральной пассажирской компании («дочка» ОАО «РЖД») стартовал проект «Пять пятниц», который направлен на возрождение железнодорожных туров выходного дня. Путешествия в таком формате предполагают передвижение на небольшие расстояния, туристы могут совершить поездку в близлежащие регионы с экскурсионной и развлекательной программой на комфортабельных поездах по невысоким ценам. Средняя стоимость тура выходного дня составляет от 4500 до 7500 рублей. Для реализации этой идеи были привлечены региональные туристические компании и местные органы власти. По словам экспертов, проект имел большой успех и в следующем году он будет продолжен.  На данный момент в рамках «Пяти пятниц» было перевезено около двух тысяч туристов. 

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин считает, что железнодорожный туризм может предоставить уникальные туристические продукты, которые невозможно предложить другим способом. «Например, на поезде можно добраться до маленькой ж/д станции в Липецкой области, где прошли последние часы жизни Льва Толстого… Другой уникальный туристический маршрут – путешествие на ретропоезде по Кругобайкальской железной дороге…», – отмечает он в своем блоге. 

Однако формировать подобные эксклюзивные маршруты на турпоездах туроператоры пока не спешат. Участники рынка в настоящее время скептически настроены в отношении железнодорожного туризма, считая его узкой сферой, куда невозможно направить массовые потоки туристов. Туроператор «НТК Интурист» – одна из немногих компаний, которая верит в будущее железнодорожного туризма и считает этот вид перспективным. «Турпоезд универсален: он включает в себя и проживание, и питание, и программу. К тому же железнодорожный туризм способен дать толчок развитию внутреннего туризма в целом, ведь даже один рейс туристического поезда способен привлечь в регион довольно большое количество туристов», – говорит директор департамента спецпроектов по туризму «НТК Интурист» Денис Зайцев. 

В планах туроператора – развитие ж/д путешествий по Золотому кольцу, Уралу и Байкальскому региону. А уже в феврале «Интурист» запустит туристический поезд по маршруту Иркутск – Улан-Удэ в рамках празднования популярного бурятского праздника Сагаалган. Этот проект в первую очередь ориентирован на школьников и студентов. Такой тур предполагает культурно-познавательную программу с посещением памятных мест. Стоит отметить, что на протяжении всей поездки в поезде будут работать аниматоры. 

Спрос на туристические поезда под событийные мероприятия довольно высок, поэтому именно в этой области ж/д туризм сегодня развивается наиболее активно. Так, на период «Универсиады-2013» в Казани планируется запуск по меньшей мере полутора десятков специальных поездов, которые отправятся из различных городов Центральной России. «В настоящий момент мы согласовываем с дирекцией Универсиады расписание, формируем туристические пакеты, – рассказывает Сергей Ильягуев. – Обсуждается вариант, при котором при отправлении поезда болельщик получит, помимо проездных документов, еще и универсальную карту, которая даст ему возможность посетить любое спортивное состязание на выбор». 

Эксперты полагают, что формат однодневных туристических поездов, когда болельщики приезжают утром, а уезжают поздно вечером, будет наиболее оптимальным решением, поскольку гостиничный фонд Казани не способен вместить всех желающих. Компания «Роза ветров» также планирует организовать туристические поезда на время проведения Универсиады. «Мы заключили договор о стратегическом партнерстве с РЖД и уже приступили к разработке программ на «Универсиаду-2013». Планируем запустить 12 поездов из разных регионов страны. Думаю, что такие туры будут особенно интересны молодежи и этот продукт окажется востребованным на рынке», – рассказывает генеральный директор компании Сергей Зенкин. 

В программу тура входят экскурсии по городу, два билета на соревнование и посещение дискотеки. Стоимость такого путешествия из Москвы составляет около 6 тысяч рублей. Туроператор также рассматривает возможность организации туристических поездов на Олимпийские игры в Сочи для россиян и иностранцев. Такие туры скорее всего будут более длительными (около 8-10 дней), что позволит не только увидеть главное мировое спортивное событие, но и лучше узнать свою страну.

В планах «РЖД Тур» возобновление популярных в советское время «поездов здоровья»: краткосрочных однодневных путешествий по живописным местам. Сергей Ильягуев сообщил, что в перспективе интересные рекреационные туры могут появиться в Ярославской области вокруг Плещеева озера. 

ПЕРВОПРОХОДЦЫ 

Пока лишь немногие туристические компании берутся за возрождение железнодорожного туризма, ведь все риски по заполнению поезда несет туроператор. Такого рода проекты на первом этапе лежат, как правило, на плечах энтузиастов, и в случае успеха к ним начинают присоединяться и другие компании. На призыв РЖД наиболее активно откликнулись турфирмы из Самары, Нижнего Новгорода и Челябинска. Самарская турфирма «Профцентр» при поддержке департамента по туризму Самарской области и Куйбышевского филиала ОАО «ФПК» запустила три туристических поезда: в сентябре 2012 года по маршруту Самара – Москва – Самара отправились 380 человек, в октябре в Пензу съездили 310 человек, а в ноябре в Нижнем Новгороде побывало еще 300 самарцев. 
«Все наши поезда были полностью заполнены и вызвали большой восторг у туристов. При организации подобных туров очень важна тематическая составляющая, и мы стараемся разнообразить наши маршруты интересным экскурсионным и развлекательным наполнением программ. Например, в одном из предстоящих новогодних туров мы даем туристам возможность побывать на настоящем балу с музыкой и танцами. Погрузиться в атмосферу XIX века помогают костюмы этой эпохи и артисты петербур

Компания не намерена останавливаться на достигнутом и планирует продолжить развивать программу путешествий на туристических поездах. В ближайшее время отправятся новогодние составы в Санкт-Петербург, уже составлен график и определены направления турпоездов на 2013 год. В планах компании «Профцентр» – наладить туристическое ж/д сообщение с Пермью, Псковом, Костромой, Великим Устюгом и Байкалом. Кроме того, в ассортименте компании представлены однодневные железнодорожные путешествия по Самарской области. гских театров», – рассказывает генеральный директор «Проф центра» Елена Мартыненко. 

Нижегородская туристическая компания Ольги Романовой и турфирма «Челябинское бюро международного туризма» также занимаются продвижением железнодорожного туризма. Туристические поезда из Нижнего Новгорода в Москву и из Челябинска в Кунгур (Пермь) удачно стартова
ли в этом году. Эксперты отмечают, что пилотные запуски ж/д круизов наглядно продемонстрировали, что интерес к такого рода турам есть и этот продукт привлекает самую разную аудиторию – от молодежи и семей с детьми до пенсионеров. По словам участников проекта «Пять пятниц», для перевозки пассажиров были предоставлены современные купейные вагоны повышенной комфортности, что изменило представление многих о возможностях ж/д путешествий. После первых успехов проекта заинтересованность в запуске туристических поездов выразило уже большое количество компаний. На 2013 год в «РЖД Тур» поступили предложения о сотрудничестве от 15 региональных компаний.

jour211232.jpg
БИЗНЕС-РЕШЕНИЕ
Хотя сегмент железнодорожного туризма в России развит слабо и ж/д туры встречаются в арсенале единичных туроператоро
в, существуют компании, специализирующиеся исключительно на этом виде туризма. Фирма «ДельтаКопия» осуществляет проект «Ретропоезд» и разрабатывает уникальные туры на старинных поездах на паровой тяге. Многие маршруты компании пролегают по направлениям, где нет пассажирского движения (например, поездка по малому железнодорожному кольцу Москвы), и включают посещение железнодорожных музеев, рассказ об истории ж/д транспорта. 

Во время движения поезда предусмотрена анимационная программа. Компания располагает широким выбором ж/д программ, включая однодневные, многодневные путешествия и туры выходного дня. «ДельтаКопия» использует различные варианты ведения бизнеса в этой области и предлагает туристическим компаниям сразу несколько видов сотрудничества. «Мы помогаем турфирмам стать железнодорожными туроператорами. Для формирования качественного продукта нужно разбираться в ж/д специфике, немногим компаниям это под силу, а экспертов и профессионалов в этой области на рынке очень мало», – сказала генеральный директор компании Сусанна Старцева. 

Турфирма может заказать на свою дату и по своему маршруту целый поезд, беря целиком на себя ответственность за его загрузку. При этом можно выступить и в качестве агента, продавая определенное количество мест в поезде, но тогда дату отправления определяет «ДельтаКопия». По словам Сусанны Старцевой, заработать агентство может в сегменте люкс-, корпоративного, а также событийного туризма. Турпоезда часто арендуют крупные компании для проведения семинаров, презентаций, формируются даже так называемые агитпоезда под такие мероприятия. Кроме того, на ретропаровозах многим нравится отмечать дни рождения, юбилеи и выпускные вечера. Популярны и событийные поездки. К примеру, на реконструкцию Бородинского сражения усилиями нескольких туристических компаний удалось собрать целый поезд на 520 человек, и стоило такое путешествие с программой 1500 рублей. 

СТОП-КРАН
На пути железнодорожных путешествий в России стоит ряд проблем, которые не дают развиваться этому виду туризма. Особенно волнует представителей рынка вопрос ценообразования. Эксперты полагают, что ж/д проекты могут реализовываться только при скидке до 30% от действующих тарифов на проезд в купейном вагоне: ценовая доступность позволит привлечь интерес к ж/д туризму и удержать клиента. При этом в «РЖД Тур» отмечают, что делается все возможное для снижения цены перевозки. Компания не заинтересована в том, чтобы это стало блокирующим фактором для развития железнодорожных путешествий.

«Специально для туристических поездов у нас разработана очень гибкая тарифная политика, и стоимость перевозки существенно ниже, чем в поездах регулярного сообщения», – говорит Сергей Ильягуев.

По мнению участников рынка, железнодорожный туризм развивать невозможно без объединения усилий туроператоров, ж/д перевозчиков и региональной власти. Взаимное сотрудничество позволит оптимизировать цены специально под турпоезда и сделать регулярными туристические обмены между регионами. К сожалению, пока к такому сотрудничеству готовы не все субъекты РФ. Положительным примером взаимодействия в рамках проекта «Турпоезд» могут служить Пензенская и Самарская области. «Пензенская область не только активно участвовала в организации торжественной встречи туристского поезда из Самары на перроне, организации экскурсионного обслуживания, транспортного обеспечения, но и провела активную рекламную кампанию в Самаре, что, безусловно, стимулировало рост продаж ж/д туров в Пензу», – рассказывает руководитель департамента туризма Самарской области Михаил Мальцев. 

Очевидно, что популяризация этого направления среди потенциальных туристов просто необходима. Большинство наших соотечественников имеют смутные представления о железнодорожном туризме и не знают о том, что именно предлагается в этом сегменте на сегодняшний день. В отличие от зарубежных стран, где ж/д путешествия являются частью повседневной жизни, наших туристов еще только предстоит приучить к культуре железнодорожных странствий.

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Эксперты полагают, что на первом этапе железнодорожный туризм в России будет развиваться в формате туров выходного дня. Следующим шагом станут уже более длительные ж/д путешествия.

«Железнодорожный туризм наиболее востребован на расстояниях от 400 до 1000 км, так как по соотношению «цена – качество» становится конкурентоспособным по сравнению с автобусными или авиамаршрутами», – говорит Михаил Мальцев.

Чтобы сделать путешествия по железной дороге востребованным продуктом, еще придется преодолеть проблемы сервиса, недостатки инфраструктуры и ряд стереотипов как в потребительской, так и в туроператорской среде. Но в железнодорожном туризме заложен мультипликативный эффект, который способен стимулировать развитие внутреннего туризма в стране. Развитая сеть железных дорог открывает для этого безграничные возможности, а если будет предложение, то возникнет и спрос. 

ИЗ ИСТОРИИ
Первый железнодорожный однодневный тур был организован британским предпринимателем Томасом Куком 5 июля 1841 года. Эту  дату также принято считать началом истории организованного туризма. Тур Кука пролегал по маршруту Лестер–Лафборо  и включал в себя двадцатимильную поездку по железной дороге, питание (чай и булочка) и духовой оркестр для развлечения. Стоимость такого путешествия составляла всего один шиллинг. 

Преимущества железнодорожного туризма:уровень безопасности выше по сравнению с автомобильным и авиатранс портом;
комфортное размещение в современных вагонах; 
возможность создания эксклюзивных маршрутов; 
это универсальный продукт, совмещающий  проживание, питание и экс
курсионную программу.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

ФРАНЦИЯ 
В структуру Французских железных дорог входит компания «Франтур», которая занимает третье место по объемам продаж ж/д туров в своей стране. Эта компания располагает собственными гостиницами, ресторанами и бюро по размещению в отелях при вокзальных бизнес-центрах. Туристов во Франции возят по внутренним маршрутам на поездах TGV, которые способны развивать скорость до 300 км/час.

США
В американском городе Чаттануга (штат Теннесси) действует одна из старейших музейных железных дорог США. Этот проект оказался настолько успешным, что многие туристические компании решили вложить инвестиции в развитие музея. Музейная железная дорога серьезно повлияла на развитие туризма в Чаттануга, были построены новые объекты показа и размещения. К примеру, здание пассажирского вокзала в центре города было перестроено под отель, который сегодня принадлежит сети «Холидей Инн» и носит название «Чаттануга Чу-Чу Холидей Инн».А в штате Северная Каролина работает «Железная дорога Грейт Смоки Маунтинс». Она пролегает по живописному маршруту и доставляет туристов до Национального парка «Грейт Смоки Маунтинс». Данный проект не преследует просветительских задач, главная его цель – прибыль. Железная дорога «Грейт Смоки Маунтинс» предлагает более десяти видов туристических путешествий, включая детские и романтические туры, спортивные поездки со сплавом по горным рекам. 

ГЕРМАНИЯ
В Германии при подразделении по пассажирским перевозкам было создано отделение по путешествиям и туризму. Эта структура реализует железнодорожные туры и предлагает размещение в своих отелях и экскурсионное обслуживание на своих автобусах.

Во многих европейских странах действуют специальные экскурсионные поезда, которые включают в себя вагоны с панорамными окнами и низким уровнем шума и вибраций. Расписание таких поездов увязано с расписанием морских и речных судов.

Ирина ЧЕРНОВА
 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>