До сих пор большинство консалтинговых компаний не ведут отдельную статистику по хостелам, учитывая только номерной фонд отелей. Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы в 2012 году оценивал долю хостелов всего в 3% – 70 хостелов могли принять 2,5 тыс. человек. Уже в 2014-м цифры эти удвоились: официально было зарегистрировано 133 хостела с суммарной емкостью 4670 спальных мест. Рост не замедлился и в разгар кризиса. По данным консалтинговой компании Jones Lang LaSalle (JLL), предоставляющей финансовые и комплексные профессиональные услуги в области недвижимости, на начало 2015 года в Москве работало 270 хостелов, а к 2016-му эта цифра уверенно перевалила за 300.
В чем причина?
Основная причина роста числа хостелов заключается в высоком спросе на бюджетное размещение в Москве и низком входном пороге в бизнес. Для открытия хостела не требуется лицензия. Существующие правила предписывают лишь согласование с пожарной инспекцией, СЭС и постановку на учет в налоговый орган. 75% хостелов в Москве располагаются в многокомнатных квартирах жилых домов. Средняя емкость такого объекта размещения составляет 35–50 койко-мест.
По данным бизнес-брокера Re:Sale Expert, средняя стоимость готового хостельного проекта в Москве варьируется от 700 тыс. до 2,5 млн рублей. По данным компании, рост предложения на столичном рынке хостелов в годовом выражении составил 45%, а спроса – на 100%.
Количество - не качество
По мнению экспертов, активную динамику роста можно будет наблюдать еще какое-то достаточно непродолжительное время, но уже сейчас по количественным показателям спрос удовлетворен более чем на 70%. Чего не скажешь о качестве гостиничных услуг в московских хостелах. Отсутствие регулирующих стандартов и легкость открытия бизнеса привели в эту отрасль большое количество непрофессиональных отельеров, чья деятельность нередко дискредитирует работу хостелов.
«Ощущение хостел-бума возникает, когда заходишь на booking.com и видишь предложения почти четырехсот хостелов в Москве.
Но когда начинаешь детально изучать каждый из них – понимаешь, что большая часть не должна предлагать услуги по размещению, так как там просто опасно находится:
большинство не пройдет и элементарной проверки», – говорит Евгения Дженкинс, руководитель хостельного проекта Netizen.
Судя по всему, на проблему низкого качества хостельного сервиса обратили внимание и городские власти. В марте 2016 года представители комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы совместно с ФМС и Роспотребнадзором проведут рейд по столичным хостелам. Проверки должны выявить те из них, которые не соответствуют санитарным нормам и вызывают множество нареканий со стороны местных жителей и туристов.
Более того, в скором времени возможен полный переворот на этом рынке. Это произойдет в случае, если будет принят обсуждаемый в данный момент законопроект о запрете нахождения хостелов и мини-отелей на территории жилых домов. В этом случае две трети открытых хостелов в Москве окажутся вне закона.
Большой хостельный бизнес
Повышение стандартов обслуживания и ведения бизнеса в хостелах должна спровоцировать конкуренция со стороны профессиональных отельеров, которые в последнее время обратили внимание на этот сегмент гостиничной индустрии.
Руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер отмечает, что формат хостела все больше привлекает крупных инвесторов – причина все та же. Хостельные проекты требуют меньше инвестиций, чем открытие традиционной гостиницы, а срок окупаемости оказывается в два раза
Татьяна Веллер:
Если в отеле на 1500 метрах можно оборудовать 50 стандартных номеров, то в хостеле на этих же метрах – 250 койко-мест. Таким образом, можно достичь высокой окупаемости вложений – гораздо выше, чем у отеля.
короче.
«При строительстве хостела затраты на квадратный метр такие же, как и при строительстве бюджетного отеля, но у хостела совсем другие требования к количеству квадратных метров. Если в отеле на 1500 метрах можно оборудовать 50 стандартных номеров, то в хостеле на этих же метрах – 250 койко-мест. Таким образом, можно достичь высокой окупаемости вложений – гораздо выше, чем у отеля. У хостелов в принципе более высокая маржа, например, в силу того что у этого формата отсутствует ресторанная служба, которая, как известно, «съедает» серьезную часть доходности в стандартных отелях. А доходность исключительно номерного фонда в хостелах очень высокая», – комментирует Татьяна Веллер.
Первые крупные хостельные проекты в Москве уже вышли на рынок. Например, осенью в Московском бизнес-центре Golden Gate открылся отель-хостел Netizen на 37 номеров, в которых можно разместить 246 гостей. Уровень цен в этом отеле-хостеле держится в районе 1000 руб. за койко-место. Это дороже средней стоимости ночевки в московских хостелах, но дешевле проживания в гостинице. В создание первого хостела будущей сети было вложено около 400 млн рублей. А суммарные инвестиции в проект до 2018 года могут достигнуть 2 млрд рублей. Инвесторы рассчитывают на окупаемость проекта в течение 5 лет.
Другой пример – еще более масштабный хостельный проект компании Amtel Properties, которая к 2018 году планирует построить хостел на 3 тыс. мест. Размер инвестиций составит 2,5 млрд руб.
Если компания реализует проект, то новый хостел на западе Москвы станет самым крупным в Европе. В настоящий момент пальма первенства принадлежит хостелу Generator в Париже – он рассчитан на 950 койко-мест.
Инвесторы предполагают, что столь вместительный хостел будет востребован в условиях резкого ускорения развития внутреннего туризма и увеличения числа прибытий в Москву. Кроме того, хостел планирует свое открытие так, чтобы успеть привлечь туристов, которые собираются посетить столицу России в период проведения чемпионата мира по футболу.