1. Посмотреть на город со смотровой площадки на Круглой башне. Петр I в свое время поднимался на крышу на лошадях, вам придется идти пешком по спиральному пандусу — подъемников в башне нет. По дороге можете оценить масштаб сказки Андерсена: в «Огниве» глаза у одной из сторожевых собак были размером не просто с абстрактную башню, а именно с эту. С крыши открывается вид на тысячи дымоходов, чаек, баскетбольные площадки и даже кусок Швеции, если встать на цыпочки.
2. Переступить прямо в центре города самую прозрачную и приятную границу Евросоюза из существующих — и попасть в хиппи-коммуну Кристианию. Очутиться на вечном празднике непослушания и в отлично сохранившейся атмосфере конца 60-х. Sex, drugs, rock-n-roll. Внуки цветов торгуют ароматизированными палочками, трубками, изделиями из бисера и футболками с воспевающими свободу лозунгами. Еще пару лет назад точно так же, не таясь, прямо на уличных раскладках продавали гашиш, потом полиция все-таки это пресекла, и гашишем теперь торгуют из-под полы, но в прежних объемах. В здешних пивных стоит непрозрачный и зеленый воздух, и концентрация людей в ямайских шапках на квадратный метр пространства крайне высока. Фотографировать тут запрещено: на каждом здании предупредительно зачеркнут жирной красной линией фотоаппарат — поэтому увидеть Кристианию можно только очутившись в ней. На выходе вам встретится полукруглая надпись: «NOW U ENTER EU».
3. Спуститься в самый молодой и хайтековый столичный метрополитен в мире (открыт в 2002 году), сесть на переднее сиденье в поезде и осуществить свою детскую мечту: представить себя машинистом. Поезда в копенгагенском метро управляются компьютерами, поэтому от туннеля вас отделяет только лобовое стекло. Занять переднее сиденье не всегда просто: серьезную конкуренцию могут составить датские детсадовцы со специальными игрушечными приборными панелями, которые вдохновенно делают вид, что сами ведут поезд. В качестве бонуса — чуть ли не самая эргономичная схема метро в мире: одна ветка, расходящаяся на станции Сhristianshavn в две.
4. Сесть на поезд и поехать в Эльсинор, посмотреть на датскую провинцию и Кронборг, самый настоящий замок Гамлета. Разглядывать пряничные домики с геранью на окнах, странные постиндустриальные подступы к замку — остовы лодок за забрызганными известкой окнами каких-то промышленных помещений и граффити на шведском языке. Спуститься в холодные казематы замка, освещенные только керосиновыми лампами, слушать эхо собственных шагов, насвистывать под нос «Не пей вина, Гертруда», без особых усилий потеряться, потому что указателей в казематах практически нет, без особых же усилий найтись. Бросить монетку в интернациональную кучу мелочи в глубоком колодце во дворе, примкнуть к иностранной экскурсии и послушать размышления экскурсовода о Шекспире.
5. Повисеть несколько секунд над Копенгагеном на высоте 63 метров. При этом, как в одной повести Гоголя, становится видно далеко во все стороны света. Насладиться видом, потом обрушиться вниз с такой скоростью, что наступит невесомость. Подскочить еще раз вверх, упасть вниз, получить годовую дозу адреналина — и побывать таким образом на «Золотой башне», самом известном аттракционе в парке развлечений «Тиволи». Сердечников и людей ниже 140 см на аттракцион не пускают.
6. Посидеть на скамейке в Домском соборе. С книгой, скажем. Или просто с закрытыми глазами. Днем в будни здесь совсем пусто, по-протестантски просто и величественно. Время остается за тяжелой входной дверью, на стенах написаны номера псалмов для следующей службы. Настоящая умиротворенность — это про дневное домскособорное одиночество.
7. Зайти на кладбище (больше похожее на городской парк), где похоронены практически все, кем гордится Дания: Нильс Бор, Кьеркегор и Андерсен. Ходить по дорожкам, постоять у могилы Андерсена, заваленной детскими рисунками с хвостатыми русалками и королевами с льдинками вместо глаз. Толкнуть проржавевшую ажурную калитку — и оказаться в русской части кладбища, с покосившимися крестами, ятями в фамилиях и датами рождения, похожими на номера телефонов в провинции. Яти в Копенгагене смотрятся очень странно.
8. Съездить в соседний шведский город Мальме по мосту между Данией и Швецией. Попутчики охотно расскажут вам, что еще десять лет назад представить себе переезд в Мальме не на пароме было невозможно. Мост огромный и двухэтажный, по верхнему этажу едут машины и автобусы, по нижнему — поезда. Внимательно смотрите в окно: в какой-то момент хаотичные маяки в море выстроятся в четкий световой коридор, по которому идут корабли.
9. Выпить, завернувшись в клетчатый плед, кофе в одном из кафе в Нюхавне — концентрированном Копенгагене, с мощеной мостовой, каналом и мансардами. Или просто посидеть, болтая ногами, на деревянном парапете — спиной к улице, лицом к воде. Изучать мачты, локализованный дождь с корабельных канатов, черепичные крыши и проплывающие мимо рыжие датские спичечные коробки. Потом бросить дырявую двухкроновую монетку и в зависимости от того, орел или решка выпадет, уйти гулять к королевскому дворцу и рассматривать невозмутимых гвардейцев или на Конгенс Ниторв, самую большую площадь в городе — со старым зданием оперы, медными памятниками, которые выглядят так, как будто облиты серной кислотой, и огромным торговым центром с понятным названием Magasin.
10. Отправиться гулять вдоль окружающих город озер с королевскими именами. Предварительно постоять на мосту, внимательно изучить перспективу и выбрать, какой берег вам больше нравится — левый или правый. Идти у самой воды, бросать в нее камешки, встречать спортсменов, устраивающих тут забеги, и людей, которые кормят слетающихся чаек и лебедей. Чаек и лебедей здесь примерно втрое больше, чем прохожих.