Россия – тренд сезона?

14 сентября 2015 г.
Надежды на взырвной рост внутреннего туризма не оправдались. Сезон, констатируют туроператоры, прошел рвано, с подъемом на старте и резким падением в середине лета, а также с неожиданным провалом на ранее успешных направлениях.

Хорошая динамика продаж в феврале и марте 2015 года повлекла за собой завышенные ожидания – туроператоры начали активно квотировать объекты размещения, а отельеры на растущем спросе стали поднимать цены. В результате  50%-ный рост на старте сезона к его окончанию растворился и привел туроператоров к более скромным результатам.

Cредний показатель роста на рынке внутреннего туризма составил 15%. Но было бы некорректно сводить все курорты к единому знаменателю – слишком велик разброс в динамике и условиях, в которых проходил летний сезон на курортах Краснодарского края и Крыма.

 

К Крыму претензий нет

Объем потребительского интереса к отдыху в Крыму неустанно растет с весны 2014 года. В прошлом году, ввиду малой пропускной способности переправ и отсутствия необходимого объема авиаперевозки, многие желающие так и не смогли добраться до Крымского побережья. В результате на переправах образовывались километровые заторы, а отели в Крыму стояли полупустыми. К сезону 2015 года транспортный  вопрос решился.  Что сработало больше – политический заказ или экономическая целесообразность, до конца не понятно, но факт остается фактом. Благодаря новым терминалам аэропорт Симферополя нарастил свою мощность более чем в три раза.  Авиаперевозчики вдвое увеличили список городов, откуда осуществлялись прямые вылеты на полуостров. Хорошо сработала и система электронной очереди на паромной переправе в Керченском проливе. В итоге все, кто хотел попасть в Крым, попали туда без транспортных неурядиц и за разумные деньги.

Пиковой датой для аэропорта Симферополя стало 27 августа 2015 года. В этот день с полуострова было отправлено 120 рейсов в 22 города России. Для сравнения, в 2014 году максимальный объем суточной отправки аэропорта составил 35 рейсов.

По данным сетевых аналитиков, количество поисковых запросов «Яндекса» на тему «отдых в Крыму» в 2015 году почти в два раза превышал показатели 2014 года. Не остановил динамику роста интереса к Крыму и стремительный темп повышения цен на полуострове. Они выросли почти на 30%. Этот факт не повлиял на продажи. По крайней мере, в этом сезоне. В итоге Крым вырос более чем на 35%.

Оксана Булах, коммерческий директор компании «Алеан»: «Крым, без преувеличения, стал стратегическим регионом для всех операторов, работающих на внутреннем рынке. И мы, и наши конкуренты понимали, что Крым хорошо вырастет. Кроме перевозки, сработало и консолидированное понимание у крымских отельеров того, что в этом сезоне нужно сдержать цену».

Кроме экономического и инфраструктурного факторов, успех Крыма по-прежнему продиктован эмоциональным подъемом россиян после присоединения полуострова к территории России.

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин»: «Я бы не сказал, что сработал оголтелый «ура-патриотизм». Крым получил огромную поддержку государства и стал настоящим трендом. Людям интересно посмотреть на Крым. Мы наблюдаем большую ностальгическую волну – туристы поехали в Крым вспомнить молодость. В результате сработал целый комплекс факторов, в котором эмоции все еще имеют достаточный вес».

Эксперты рынка считают, что в следующем году одних эмоций для поддержания уровня продаж будет недостаточно. Определяющим фактором станет цена, спрогнозировать которую пока не берется никто. Но, учитывая темпы роста цен в регионе, можно констатировать: времена, когда отдых в Крыму был дешевой альтернативой отдыху на курортах Краснодарского края, прошли.

 

Анапа не порадовала

Курорт Анапа, который всегда был стабильным с точки зрения объемов продаж и ежегодно показывал прирост, в этом году стал аутсайдером. Анапа с трудом загружалась еще на старте продаж. К июню туроператоры продавали регион с большим отставанием от плана в среднем на 35%. Главной причиной провала Анапы в 2015 году туроператоры называют завышенную цену на объекты размещения, которую установили в начале сезона местные отельеры. «Перегретые» большим спросом летом 2014 года, анапские гостиницы повысили цены на 15–17%, в то время как среднее удорожание по Краснодарскому краю составило 10–12%.  Это не понравилось традиционным клиентам региона.

Сергей Ромашкин: «Портрет туристов, отдыхающих в Анапе, выглядит так: это семья из 3–4 человек, которые предпочитают ехать на курорт на своей машине и размещаются очень бюджетно, выбирая прежде всего объекты, где возможно самостоятельно готовить себе еду. Так вот этого клиента Анапа этим летом потеряла. Отельеры, и большие, и маленькие, на фоне прошлогоднего ажиотажа, завысили цены, и люди отказались к ним ехать».

В подтверждение этих слов приведем статистику, опубликованную Всероссийским центром изучения общественного мнений (ВЦИОМ). Согласно опросу, 12% россиян отказались от отдыха этим летом по экономическим причинам. По мнению экспертов, это и есть та категория граждан, которые раньше были потребителями самого бюджетного сегмента. Их и не досчитались курорты Анапы.

Оксана Булах, компания «Алеан»: «Многие отели Анапы и Геленджика в этом сезоне значительно снизили квоты операторов или вовсе отказались сотрудничать с ними и сделали ставку на прямые продажи. Эта стратегия не сработала. В середине сезона им пришлось снижать цены или формировать спецпредложения, но исправить ситуацию уже было сложно».

Эксперты считают, на низкие показатели Анапы и Геленджика в немалой степени повлиял слабый маркетинг курортов. Активная рекламная кампания, распространяемая на федеральном уровне, была сконцентрирована на курортах Сочи и Крыма – туда и направился поток туристов, которые в этом году переориентировались на российские  курорты с выездных направлений. Не ключевую, но важную роль в распределении турпотока сыграли и новые операторы, пришедшие на внутренний рынок с пакетными турами. Их основная отельная база  сосредоточена в Сочи и Крыму, поэтому и загружали они в первую очередь эти курорты.

По итогам сезона падение спроса на здравницы Анапы, по разным оценкам, составило от 20 до 30%. Ситуация в Геленджике лучше, но не намного.

Сочи

Непосредственно город Сочи от туристической лихорадки ничего не приобрел, при этом ничего и не потерял. Сочи всегда был курортом высокой ценовой категории. Клиент, который выбирает в качестве места отдыха сочинские отели, в меньшей степени пострадал от кризиса. Более того, в этом году, благодаря стараниям авиаперевозчиков и пакетных операторов, долететь до Сочи можно было дешевле – в среднем за 7–8 тыс. рублей в оба конца, вместо 10–13 тыс., которые стоил билет в 2014 году.  Операторы констатируют существенный рост в отелях Сочи.  Но пока этот рост лишь компенсирует значительные потери турпотока, которые город ощущал во время великой олимпийской стройки. За годы подготовки к Олимпиаде Сочи терял 30% турпотока в год. Поэтому нынешний рост в 40% можно рассматривать лишь как возвращение к плановой загрузке.

 

Имеретинская бухта на подъеме

В отелях, построенных к Олимпиаде, наблюдался прирост в 20–25%. Во многом это объясняется низкой базой прошлого года, ставшего для Имеретинки первым сезоном, а потому не особенно показательным. В этом году Имеретинка уверенно вошла на рынок и стала несомненным хитом продаж у операторов новой волны на внутреннем рынке. Пришедшие игроки, прежде всего Coral Travel и «Библио Глобус», взяли здесь большие квоты и, судя по всему, неплохо их заполнили.

Ирина Костенко, генеральный директор «Библио Глобус»: «В Краснодарском крае у нас было 15 тыс. гарантированных мест. Большая доля этой базы расположена в Сочи и Имеретинской бухте. Здесь базируется наш принимающий офис, поэтому, конечно, мы активно продвигали Имеретинку и хорошо продавали ее. К тому же то количество объектов, которое у нас было на гарантии, позволило нам динамично менять стоимость путевок в зависимости от ситуации на рынке. В начале сезона мы позволили себе дать одну цену, а после корректировать ее. Это эффективно сказывалось на продажах».

Успех Имеретинки принято связывать с близостью олимпийских объектов. Однако эксперты отмечают, что олимпийский «флэшбэк», имевший место пару сезонов назад, уже не является главным двигателем интереса потребителей. Этим летом туристы  выбирали размещение в Имеретинской бухте, руководствуясь не его близостью к объектам, построенным к Олимпиаде в Сочи, а уровнем отельной базы – здесь сосредоточено большое количество новых гостиниц, работающих по международным стандартам сервиса. Порадовала туристов и цена. В стартовом 2014 году стоимость на размещение в Имеретинке была заметно выше, чем в среднем по побережью. В этом году пакетные туроператоры смогли убедить отельеров в сдерживании цены: отель 4* в итоге стоил столько же, сколько 3* в Сочи или Анапе.

Ирина Костенко: «В этом сезоне у нас не было цели заработать на российском направлении. В первую очередь стояла задача выйти на рынок, внедрить пакетированные туры на этом направлении так, как мы делаем это на выезде. Нам нужно было показать, как это работает и туристам, и отельерам. И мы довольны результатом».

 

Пакетные туры в действии

Маркетинговый ход, на котором строилась пиар-компания крупных чартерных операторов, вышедших в этом году на внутренний рынок, – внедрение пакетных туров на российских курортах. Судя по комментариям туроператоров, эксперимент удался.

Ирина Костенко, генеральный директор «Библио Глобус»: «Мы целенаправленно продвигали пакетированное предложение. При этом  продавали и отдельно размещение. Динамика продаж складывалась следующим образом: в начале сезона 40% туристов выбирали только проживание. Но к середине сезона эта цифра уменьшалась, и спрос сместился в сторону пакетов. В конце сезона продажа пакетных туров составила 85%».

Компании, традиционно работающие на внутреннем рынке, также продавали размещение в составе турпакета на базе блоков на регулярных рейсах.

Оксана Булах, коммерческий директор «Алеана»: «Доля продаж пакетных туров у нас составила порядка 35–37%. Большая часть продаж приходится на туры без перевозки».

Под конец сезона стало известно о приобретении «Аэрофлотом» компании «Трансаэро», осуществлявшей полетные программы компании «Библио Глобус». В связи с этой новостью повис в воздухе вопрос о том, с каким перевозчиком туроператор намерен далее работать на внутренних направлениях. В компании пока сложившуюся ситуацию не комментируют.

 

Абхазия

Независимое государство Абхазия исторически остается в сегменте  российского внутреннего туризма. И на подъеме интереса к курортам Краснодарского края, абхазские курорты закономерно наращивают свои объемы. Правда, из года в год срабатывает условие: успех сезона во власти политической обстановки в регионе. В прошлом году в самом начале сезона, в мае, в Абхазии пришел к власти новый президент, его переизбрание сопровождалось митингами и громкими заявлениями, создающими нервозную обстановку в регионе, как результат, Абхазия недосчиталась порядка 30% туристов. В этом году в регионе все спокойно.

Оксана Булах, компания «Алеан»: «Наши продажи в Абхазию выросли на 70%, при том что мы не увеличивали отельную базу в регионе. Да и нет там ресурса для увеличения квот. Этот рост продиктован исключительно тем, что республика прошла сезон без политических потрясений и конфликтов».

 

Казань, Золотое кольцо, Байкал, Камчатка и другие

В начале сезона многие эксперты пророчили не только взрывной рост на черноморских курортах России, но и повышенный интерес к другим внутренним туристическим направлениям. Как показывают данные туроператоров, рост действительно есть, но имеет, скорее, плановый характер. Наибольший рост продемонстрировала Камчатка. На этом направлении он составил 30%, правда, в абсолютных числах турпоток из центра России на Дальний Восток по-прежнему выглядит скромно, а само направление остается в сегменте индивидуального туризма.

Сергей Ромашкин, генеральный директор компании «Дельфин»: «Даже в самых раскрученных местах, таких как Алтай или Байкал, потребителями туристических услуг на 80% являются жители этих же или соседних регионов. Для московских туроператоров турпотоки в Сибирь или за Урал не делают погоды. Хотя рост мы заметили».

Хороший рост продемонстрировали экскурсионные туры по России. Наиболее динамично росли продажи на экскурсионные туры в Казань. Столица Татарстана этим летом вошла в тройку лидеров экскурсионных городов после Москвы и Санкт-Петербурга.

 

Что ждем в будущем?

Этот сезон на внутреннем туристическом рынке вне зависимости от его результатов, несомненно, войдет в историю как поворотный, по нему компании будут  высчитывать свои будущие бизнес-планы и строить стратегии.  Находясь на гребне кризисной волны, туроператоры осторожны в высказываниях относительно будущего. При этом игроки готовы к борьбе и вполне осознают, что "наша сила в плавках." Единственное, на чем сходятся мнения, – это то, что в период подготовки к будущему сезону игроков ожидает еще более активное давление со стороны конкурентов. Прежде всего развернется борьба за получение квот на раскрученных объектах размещения, которых, надо сказать, на всем огромном побережье Краснодарского края и Крыма совсем не много.

 
 
 
 
Наступило лето и,  наконец-то,  пришла пора  долгожданных отпускных дней  и тепл... >>>
Такое название с полным основанием заслуживает китайская провинция Хэнань,распол... >>>
По итогам прошлого года граждане России совершили почти 42 миллиона поездок в др... >>>