Путеводители по Каиру деловито делят здешние достопримечательности на исламские и христианские.
Последние относятся к IV—VII вв. н.э., то есть времени, когда города как такового еще не существовало. В основном, это церкви, но не ими едиными славен христианский Каир: есть еще дерево непорочной Девы Марии, которому две тысячи лет. Исламская же архитектура Каира началась с мечети Амра ибн аль-Ааса, построенной в 642 году н.э. на месте военного лагеря этого полководца (более того, если верить легенде, на месте его палатки). Из лагеря получился город Фустат, впоследствии поглощенный быстро разраставшимся Каиром.
В 1907 году нобелевский лауреат Иван Бунин так описывал Каир: «Мечети и минареты царят надо всем. Мечети плечисты, полосаты, как абаи, все в огромных и пестрых куполах-тюрбанах. Минареты высоки, узорны и тонки, как пики». Для того чтобы своими словами раскрыть тему мечетей и минаретов, необходимо, разумеется, увидеть все это великолепие своим глазами, и вот обязательный список: взирающая на Каир с холма Мукаттам Цитадель Саладина с ее мечетью Мухаммеда Али (чаще эту мечеть зовут Алебастровой), расположенная рядом мечеть-медресе султана Гассана, почти не действующая ныне мечеть Ибн Тулун, мечеть аль-Азхар, вокруг которой сосредоточен самый престижный в мире мусульманский университет, и комплекс мавзолея, мечети и госпиталя султана Калауна.
Правда, собираясь на прогулку, нужно помнить, что между Цитаделью и мечетью аль-Азхар простирается Город Мертвых (Южное кладбище начинается к северу от Ибн Тулуна), и если Цитадель и аль-Азхар можно осматривать совершенно беспрепятственно, то мечеть Ибн Тулуна менее доступна с туристической точки зрения. Приезжих в Город Мертвых пускают неохотно.
Что еще гостю Каира нужно знать об исламской архитектуре? Наиболее любопытен вот какой факт: облик мечетей и исламской архитектуры в целом — в отличие от архитектуры западной — зависит скорее от географии, нежели от исторического периода времени. Ученые утверждают, что это частично связано с тем, что ислам, едва появившись, получил невероятное широкое распространение, в то время как христианство несколько сотен лет было запрещено.
Соответственно, у христиан была возможность продумать общий архитектурный стиль, а мусульмане строили мечети, исходя из того, какие материалы есть под рукой и как представляет себе конечный результат местный архитектор. В разных регионах получалось очень по-разному. Кроме того, в Египте несколько раз сменились правящие династии (Аббасиды, Фатимиды, Айюбиды, мамлюки, турки и т.д.), и потому страна может похвастаться мечетями абсолютно всех стилей и всех времен.
Некоторые египетские и в особенности каирские мечети на деле представляют собой целые комплексы, включающие в себя массу других зданий — к примеру, исламскую школу-медресе, мавзолей, могилы и даже госпиталь. Большинство мечетей расположены в исламской части Каира. Однако старейшая мечеть — та самая мечеть Амра ибн аль-Ааса — находится в его коптской части. (Кстати, в Египте мечети порой встречаются в странных местах. К примеру, мечеть Абу аль-Хаггага находится внутри храма Луксора, а в Синае фатимидская мечеть соединена со знаменитым христианским монастырем св. Екатерины.)
Также туристам следует понимать принципиальную разницу между мечетью и христианским храмом. Египет не самый яркий пример, однако традиционно в исламских странах нет разделения между религией и государством, и в мечети в древности чаще всего распоряжался сам правитель. Соответственно, мечеть выступала одновременно как место для молитв и для политических собраний. Несмотря на то что решения государственного значения в современном Египте принимают люди светские, исламские лидеры часто делают политические заявления, и власть предержащие, вне всяких сомнений, к их голосу прислушиваются.
Имамы не только ведут богослужение, но часто обсуждают государственные вопросы во время традиционной пятничной молитвы. Кстати, немусульмане в эти часы попасть в мечети не смогут. В другое время вход открыт, но посетителям следует соблюдать здешний этикет и быть соответствующим образом одетыми. В основном, это вопрос «покрытия». Шорты исключены, плечи, а лучше руки целиком, должны быть прикрыты. Желательно (но необязательно) также надеть что-нибудь на голову.
Еще посетителей просят перед входом в мечеть снимать обувь. Обычно взамен предлагаются тапочки. Волноваться по поводу сохранности ботинок не стоит, но перед уходом принято давать небольшие чаевые человеку, который за ними смотрел. Фотографировать обычно разрешено, но за это в некоторых мечетях взимается плата.