Баден-Баден на Алтае

28 декабря 2014 г.
Инфраструктура включает десятки санаториев, пансионатов и домов отдыха. Главная ценность курорта — уникальные источники воды с

Инфраструктура включает десятки санаториев, пансионатов и домов отдыха. Главная ценность курорта — уникальные источники воды с содержанием радона, а также особый климат предгорий Горного Алтая. Крупнейшее курортное объединение здесь — ЗАО «Курорт Белокуриха», в состав которого входят три санатория общей вместимостью более 1600 человек, а также гостиница, водолечебница, горнолыжная инфраструктура. Наш корреспондент встретился с коммерческим директором Олегом Акимовым, который рассказал ему о перспективах курорта и о том, как в рыночных условиях курорт пытается привлекать туристов.

— Олег, каковы перспективы Белокурихи?

— По некоторым оценкам, курорт может принимать втрое больше людей, чем сейчас. В недавнем прошлом рядом с ним было открыто несколько новых месторождений термальных вод. Всего геологи нам выдали восемь новых площадок. По всем законам теперь можно формировать целый курортный район по типу Кавказских Минеральных Вод. Если мы будем использовать воду с повышенным содержанием радона, то можем переходить на лечение урологических заболеваний. А это означает, что курорт выйдет на принципиально новый виток в своем развитии. Есть планы строительства радонопровода с месторождения «Искровское». Проект уже готов, есть и бизнес-план, дело только за инвесторами.

Вообще в мире очень трепетно относятся к радону и широко его применяют. Только в Японии насчитывается 30 радоновых курортов, в США его активно используют. У нас в стране после распада СССР фактически мы остались одни. Полный аналог нашего курорта находится в грузинском Цхалтубо, другой крупный курорт — Трускавец теперь на Украине. Конечно, в России есть аналогичные курорты, например Увельды на Южном Урале, но они преимущественно регионального значения. 

— Но ведь сейчас клиента интересуют не только оздоровительные возможности курортов, но и то, как эти возможности подаются. Что меняется в предлагаемых вами услугах?

— Мы все больше внимания уделяем профилактике профессиональных заболеваний. Начали с лечения для летчиков, разработали для них специальную 14-дневную программу реабилитации. Наша вода действует успокаивающе, что важно для представителей этой профессии. Программу финансировал Фонд социального страхования (ФСС), но потом эти деньги кончились. Теперь вновь внедряем похожие программы для представителей разных профессий, предполагающих хронический стресс, — банкиров, финансистов, управленцев. Лечение у нас — удовольствие недешевое, поэтому мы особенно заинтересованы в такого рода клиентах и считаем, что можем удовлетворить их требования. При назначении процедур учитываем особенности каждой профессии, предлагаем короткие 10-дневные программы, более удобные для наших клиентов. Хотя, конечно, 10 дней — минимальный срок для достижения результатов.

— Каким же образом вы привлекаете клиентов? Как происходит продажа путевок?

— В былые времена до 90% путевок распространялось на деньги социальных фондов. Эти времена ушли в прошлое. Сейчас примерно половина продаж приходится на прямые контракты с предприятиями: в основном к нам едут работники добывающих предприятий Кемеровской области, районов нефтяного Севера. Примерно 16% продаж приходится на наши филиалы в разных городах Сибири. Всего мы открыли уже 14 филиалов. Около 11% путевок продаем через турфирмы.

— Турфирмы жалуются, что в ваших филиалах цены ниже, поэтому турфирмам невыгодно с вами работать...

— Эксперимент по открытию филиалов мы начали еще в прошлом году. Факт есть факт — продажи через наши собственные филиалы растут, это позволяет в том числе трудоустраивать наших бывших работников в разных городах Сибири. Скоро мы будем подводить итоги эксперимента и делать выводы. Пока он себя оправдывает. Не исключено, что в будущем мы несколько изменим свои подходы. Например, предоставим определенным турфирмам хорошие скидки, но только тем из них, кто будет выкупать блоки мест на условиях предоплаты. От системы филиалов мы отказываться не собираемся и продвигаемся на Урал и на восток. Сейчас усиленно работаем с крупными уральскими городами. Это наш рынок. А вот в Москве мы филиал решили не открывать. На москвичей приходится лишь 1% наших продаж. Наверное, отпугивает высокая цена перелета.

Мы активно развиваем сегмент конгресс-туризма, проведение конференций, семинаров. В нашем санатории «Сибирь», где есть два конференц-зала, каждую неделю проходят мероприятия. Совсем недавно Владимир Рыжков привозил финансового директора «Вимм-Билль-Данна», например. Работаем с иностранными клиентами, в последние годы стало приезжать много граждан Германии. И среди них не только ностальгирующие переселенцы из восточной части России. Дело в том, что у нас, в сравнении с немецкими курортами, подход другой. Они лечат конкретное заболевание с помощью конкретных процедур, а мы стараемся лечить больного человека. Мы заглядываем, что называется, везде и оздоравливаем именно человека, а не один его орган. Сейчас мы ведем переговоры о сотрудничестве с четырьмя иностранными турфирмами, в частности с московским филиалом голландского туроператора Horse-21. Мы хотим, чтобы они продавали своим клиентам наши туристические программы, которые будут включать проживание в люкс-номерах, оздоровительные программы и экскурсионный пакет. С Нового года, надеюсь, мы начнем эти продажи.

— Две недели или даже 10 дней на курорте... нужно ведь чем-то занять отдыхающих и туристов в свободное от процедур и конгрессов время?

— В наших санаториях есть чем заняться. Зимой это горнолыжный спорт — для этого теперь есть все возможности, включая шесть горнолыжных трасс. В ближайших планах — взять в лизинг у Toyota десять новых комфортабельных внедорожников и организовать джип-сафари по Горному Алтаю. Люди не хотят больше ездить по горам в «уазиках» и «пазиках», они хотят приехать и взять нормальную, комфортную машину, к которой они привыкли у себя дома. Как показывают наши маркетинговые исследования, многие клиенты готовы платить большие деньги за туры, но при условии, что они будут проходить в комфортных условиях. Мы провели три опроса с июня по сентябрь 2004 года среди наших клиентов: они заполняли анкеты из 40 пунктов и в том числе отвечали на вопросы, связанные с отдыхом и туризмом. Более 20% ответивших сказали, что им нужны автобусы и автомобили более комфортные, чем «пазики» и «Газели», что готовы платить до $400 за однодневную экскурсию по Горному Алтаю на лимузине или джипе (если будут обслужены по высшему классу). В понятие «по высшему классу» мы включаем не только хорошие машины, но и встречу по вип-уровню на вокзале или в аэропорту, вплоть до лимузина, предоставление при необходимости переводчиков, улучшенное питание, проживание в люкс-номерах и т.д. Люди, которые отдыхают у нас, побывали на самых известных европейских курортах, таких как Куршевель или Баден-Баден, поэтому стандарты должны быть высокими. Один турист нам недавно заявил: «Почему ваша кресельная дорога на гору Церковку идет со скоростью менее 3 м в секунду? В Куршевеле она идет 6—7 м в секунду! Мы замерзнем, пока подъемник довезет нас до вершины».
Собираемся мы продвигать и свадебные туры для молодоженов. В наших планах — захватить самые высокие сегменты туристического рынка. Факты говорят, что в Горном Алтае вип-услуги предоставлять не в состоянии. А мы сможем, потому что у нас есть необходимая база.

15 ноября мы проведем первую в истории санатория ярмарку для корпоративных клиентов, на которой представим наши новые возможности в сфере туризма. Вообще в наших планах — создание при компании отдела туризма, который будет заниматься индивидуалами, корпоративными клиентами. Хотим для привлечения туристов открыть при санатории музей старообрядчества на Алтае. С этой целью планируем приобрести и перевезти из деревни в Усть-Коксинском районе старинный деревянный дом семьи кержаков (сибирских старообрядцев) и восстановить его в первозданном виде в Белокурихе. Откроем в нем музей быта старообрядцев. Надеемся, что этот дом станет интересным объектом показа для наших клиентов. Это будет живой дом. Там, например, в русской печи будут печь калачи из алтайской муки. А в преддверии горнолыжного сезона проведем выставку-продажу горнолыжного инвентаря и оборудования с приглашением представительств российских и иностранных производителей горнолыжного оборудования, спортивной экипировки и сопутствующих товаров для экстремального спорта и туризма.

— На курорте идет активная стройка. Не многовато ли для хрупкой экосистемы?

— Да, на территории курорта сейчас насчитывается семь строек. Честно говоря, ошибок тут много, дров наломали. Конечно, возможности курорта нужно расширять, но строить на территории нынешней сложившейся курортной зоны — значит действовать в ущерб себе. Здесь и так все перенасыщено. Не может быть санатория без собственной парковой зоны, это нонсенс. Всего же курорт в перспективе может принять одновременно до 18 тыс. человек.

Максим Шандаров, фотографии ЗАО «Курорт Белокуриха»


 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>