Урал попал в переделку

28 декабря 2014 г.
В первый же год они обеспечили себе более половины объемов, с рынка ушли практически все местные консолидаторы. Впрочем, ради этого

В первый же год они обеспечили себе более половины объемов, с рынка ушли практически все местные консолидаторы. Впрочем, ради этого москвичи и пришли на Урал.

Самым крупным столичным игроком стал «Тез тур». Минувшим летом компания поставила на Турцию столько же самолетов, сколько и самый крупный местный оператор «Джаз-трэвел», — четыре еженедельно. С окончанием летнего сезона турецкие программы «Теза» плавно перетекли в египетские и таиландские. «Натали Турс» сосредоточила основные объемы на Таиланде.

Собственно, «Джаз» и стал основным и единственным конкурентом москвичей. Тут стоит напомнить, что именно «Джаз-трэвел» подготовил почву для прихода крупного столичного оператора. Три года назад эта компания полностью перекроила екатеринбургский рынок, поставив на массовые направления большие самолеты и взяв длинные цепочки (до этого чартерные программы выполнялись только в высокий сезон и на «тушках»), благодаря чему в Екатеринбурге вдвое снизились цены. В результате многие екатеринбургские операторы смогли поднять собственные чартеры. Однако после двух лет конкурентной борьбы, к прошлой зиме, число держателей чартеров на массовых направлениях сократилось до трех. Ими были «Фонд мира», «Мир» и «Джаз». Этой зимой остался только «Джаз», да и он сильно сдал позиции. Летом из-за избытка перевозки все компании — как местные, так и столичные, понесли убытки. Но если у москвичей потери были запланированы, то финансовое положение екатеринбуржцев заметно пошатнулось.

Существенные изменения произошли на таиландском направлении: теперь из Екатеринбурга в Таиланд туристы будут летать без посадок на «Боингах» «Трансаэро» и «КрасЭйр». Две цепочки — раз в две недели и раз в десять дней — консолидируют «Тез» и «Натали». В прошлом году единственную цепочку держал «Джаз-трэвел» (на Ту-154 «Уральских авиалиний»). Почти втрое большие по сравнению с прошлым годом объемы перевозки позволили удовлетворить потребности рынка (в прошлом году перевозки не хватало). Избытка кресел нет, поэтому туры в Таиланд продаются, сообщили операторы, с хорошей рентабельностью. 

Операторы берут блоки у «Натали», а также у «Джаза» («Тез» предпочитает все продавать самостоятельно, пакетами). В этом году «Джаз» сам стал блочником, сохранив при этом прошлогоднее количество мест. Так, раньше полсотни кресел на Ту-154 он отдавал «Натали», в этом году «Джаз» имеет свои сто мест на «Боинге». Не исключено, что отказ «Джаза» от собственных чартеров продиктован не только сложным финансовым положением, но и необходимостью сменить авиакомпанию: «Уральские авиалинии» выставили на Таиланд очень высокие цены.

Помимо того, что екатеринбургские операторы берут блоки мест на цепочках у москвичей, у них, как и в прошлые годы, будет возможность сформировать свои программы на пиковые даты. Отличие, правда, будет в том, что раньше они сами выступали заказчиками отстойных рейсов и коротких цепочек. В этом же году никто из операторов не стал рисковать (лето, проведенное в конкурентной борьбе, не принесло им ожидаемых денег), так что консолидировать рейсы на Таиланд—Бали будет сама авиакомпания «Уральские авиалинии». Места на них получат крупные блочники. Удовлетворить все заявки, по словам коммерческого директора «Уральских авиалиний» Кирилла Скуратова, не удастся. Но это рынку, по его словам, не повредит: каждый год немалая их часть снимается. 

Изменилась и ситуация с Эмиратами, куда авиакомпания «Уральские авиалинии» выполняет регулярные рейсы. В прошлом году монополистом на них был «Джаз-трэвел», фактически полностью взяв их под свои чартерные программы. В этом сезоне блоки будут отданы крупным операторам.

В том числе и «Натали Турс». Количество бортов на Эмираты осталось прошлогодним, спрос на этом направлении стабильный.

Любопытно, что если зимние планы «Теза» были предсказуемы, то такого демарша от «Натали» екатеринбургские операторы не ожидали. В последние годы «Натали» брала блоки у «Джаза» и никакой особой активности не проявляла. 

Единственное направление, где «Джаз» выступает заказчиком рейсов, — Египет. Он будет летать в Хургаду раз в 10 дней на Ил-86 «Уральских авиалиний». «Тез» на Хургаду поставил две частоты в неделю на Ил-86. Рейсы на Шарм-эль-Шейх раз в десять дней также будут выполнять эти два оператора: «Тез» — на Ил-86, «Джаз» — на Ту-154.

В «Тез туре» нам сказали, что Хургада в Екатеринбурге продается хорошо, на две недели вперед мест нет. Правда, со столичным оператором согласны не все екатеринбургские турфирмы. Коммерческий директор компании «Элита Трэвел» Светлана Столярова не исключает, что выросший с 1 ноября вдвое топливный сбор (до $75 с одного билета, что составляет четверть стоимости перелета) может серьезно повлиять на продажи. Туры в Египет в ноябре-декабре обычно покупали те, кто хотел сэкономить. В прошлом году из Екатеринбурга в Хургаду можно было улететь за $300—350, в этом — как минимум за $400. 

Что касается Шарм-эль-Шейха, то этот курорт продается гораздо хуже Хургады, поскольку в Екатеринбурге практически не раскручен. При том, что цены на них практически одинаковые.

Подводя итоги, можно сказать, что приход на екатеринбургский рынок столичных операторов завершил укрупнение, начатое «Джаз-трэвелом». При этом больше всего пострадал он сам, а также операторы, поднимавшие свои чартеры. Для блочников фактически ничего не изменилось: они как брали блоки, так и берут их. Причем у того же «Джаза». Правда, многие из тех, кто брал летом блоки на Турцию, сильно поиздержавшись, нынешней зимой, скорее всего, не будут рисковать, а станут придерживаться тактики мелких операторов, которые одни остались в выигрыше в сложившейся ситуации.

Любовь Ямутова, фото Инны Рождественской)

 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>