Провожаем теплоходы

28 декабря 2014 г.
На пик речной навигации приходится разгар договорной кампании на будущий сезон. Об особенностях нынешней навигации и прогнозах на

На пик речной навигации приходится разгар договорной кампании на будущий сезон. Об особенностях нынешней навигации и прогнозах на будущее лето мы беседуем с генеральным директором круизной компании «Водоходъ» Александром Трофимовым.

- Июль - пиковый месяц на круизном рынке. Соответствует ли уровень продаж высокому сезону?

- Мы отработали май и июнь с загрузкой выше плановой. А в июле она стала снижаться. Туристов из стран южной Европы - Испании, Италии, Португалии, Турции, - которые всегда обеспечивали загрузку в этот период, стало значительно меньше. На рынках же Германии и Франции июль - сезон спада. Но основные потери мы понесли на рынке США - в этом году мы недосчитались более 3 тыс. американцев. Поэтому мы увеличили объем предложений в Европе и примем в этом году больше, чем принимали прежде туристов из Центральной Европы и Скандинавии.

Раньше на этих рынках был дефицит предложений, в этом году мест хватит всем желающим. Что касается групп, то практически нет туристов из Австралии, ЮАР, Канады, Израиля, которые также приезжали в июле.По иностранному рынку мы констатируем сокращение порядка 15% к уровню прошлого года и рассчитываем принять около 24 тыс. иностранных туристов.

Падение на внутреннем рынке также объяснимо. Ранние продажи обеспечивают постоянные клиенты, они, как правило, берут длинные и редкие маршруты. Которые мы обычно ставим на начало и конец навигации. К тому же многие в этом году предпочли май, июнь и сентябрь из-за более низких цен. И тем не менее впервые за последние годы рейс на Елабугу ушел со 180-тью туристами, тогда как всегда было 250. И на Пермь остались десять непроданных кают, чего не было прежде.

В июле и августе мы обычно делаем ставку на новых «разовых» клиентов. Они не знают, что круиз можно купить заранее со скидками, их не страшат высокие июльские цены. В расчете на них мы ставим короткие 3-7 дневные рейсы и самые популярные 11-12-тидневные - на Санкт-Петербург. Стоимость турдня в июле повышается, но из-за меньшей продолжительности рейсов она получается конкурентоспособной. Но в этом году таких клиентов нет. И если в прошлом году рейсы Москва - Санкт-Петербург в июле и августе были полностью выкуплены за 2-3 недели до отправления теплохода, то в текущем году места остаются на всех теплоходах, и загрузка составляет 85%. И дело тут не в цене, просто упал спрос.

Значительное падение мы наблюдаем по круизам «выходного дня». Можно считать, что высокого сезона в этом году нет. На внутреннем рынке загрузка отстает от прошлогодней примерно на 11%, и разрыв продолжает увеличиваться. Затруднения испытывают все операторы, причем прямой зависимости между стоимостью тура и спросом нет: загрузка по теплоходам различного уровня упала относительно равномерно: клиенты выбирают либо тот уровень, к которому привыкли, либо отказываются от путешествия совсем.

- Но 11% и 15% - не катастрофичное падение. Да и на фоне 30%-го падения въездного рынка круизный выглядит вполне стабильно.

- Да, все не так плохо. Мы подкорректировали расписание на внутреннем рынке, заранее сняв часть рейсов в мае и сентябре. Можно считать, что сокращение сроков навигации - наша антикризисная мера. А за рубежом мы значительно увеличили партнерскую базу, в том числе за счет выхода на новые рынки сбыта.

В последнее время существенно вырос интерес к круизам в России в странах Центральной и Южной Америки. Мы уже принимаем группы из Бразилии, Аргентины, Уругвая, Чили, и будем укреплять свое присутствие на этом рынке. Пока в этом регионе у нас нет конкурентов, мы выработали специальную ценовую политику - более низкие цены для продвижения нашего продукта и привлечения клиентов. Безусловно, интерес к России подхлестнуло установление безвизовых отношений. Для нас же очень важно, что продавать круизы в безвизовых странах можно до последнего момента, тогда как там, где туристам нужна российская виза, мы прекращаем продажу за две-три недели. Особенно актуально это сейчас, когда глубина продаж сократилась, и зарубежные операторы говорят, что очень много обращений от клиентов поступает в последний момент. Так что мы вполне нормально себя чувствуем, уже меньше усилий тратим на продажи нынешнего года и сосредоточились на продажах 2010 года.

Зарубежная договорная кампания сейчас в самом разгаре. С «якорными» операторами, которые фрахтуют корабли на всю навигацию, и с которыми мы работаем уже десять лет, мы продолжим сотрудничество. Хотя приходится идти на уступки - где-то опускаться по цене, где-то смягчать условия. Мы все более активно работаем с группами, в следующем году у нас три корабля будут продаваться в розницу. За группами будущее, ведь рынок и до кризиса сокращался. Если раньше на французском рынке работали 16 кораблей, то сейчас восемь. Будем надеяться, что американский рынок стабилизируется, и американцы вернутся в Россию. Впрочем, существует значительная вероятность того, что на будущий год круизному рынку придется выдерживать дополнительную конкуренцию со стороны отелей. В этом году хотельеры слишком поздно вышли на рынок с дешевыми предложениями, но в будущем году они наверняка изначально выставят очень низкие цены.

- Вы приложили немало усилий для продвижения круизов в Китае. Насколько плодотворными они оказались?

- С китайским рынком мы налаживали отношения пять лет, видя в нем большой потенциал. Но массовым направлением речные круизы для Китая не стали, хотя китайские группы у нас есть. Пять лет нам потребовалось, чтобы понять ментальность этих людей: китайцы предпочитают короткие максимально насыщенные путешествия. Если говорить о России, то это, например, Москва-Санкт-Петербург-Хельсинки-Стокгольм. Кроме того, мы только со временем поняли, что Россия, как туристическое направление Китаю не интересна. Многие в России были, поскольку имеют коммерческие связи на дальнем Востоке, или имеют четкое представление о том, что такое Россия. Поэтому китайцам более интересны Европа и Америка. Кроме того, для Китая очень важна гарантия безопасности. Между тем, с китайцами в России происходит множество неприятностей. И хотя они случаются с мелкими коммерсантами, а не с туристами, в Китае различий не делают.

- На протяжении последних лет спрос на круизы по России на зарубежном рынке снижался из-за ежегодно растущих цен. Дешевый рубль позволяет предложить более доступные цены?

- Дешевый рубль, к сожалению, нам ничего не дает. Основные платежи наши партнеры осуществляют в июле и августе, когда сложно делать прогноз о курсе рубля. Цена на топливо в этом году более или менее стабильна, но питание подорожало на 40%, экскурсионное обслуживание - на 10%, портовые сборы - на 25%. Но о повышении цен на следующий год речи быть не может. Все зарубежные партнеры говорят о снижении цен, поскольку в Европе цены на все снижаются. Российские агентства также говорят, что нужно снижать цены. Снизить цены в будущем году мы не можем, но повышать не будем, хотя риски из-за этого будут более высокие.

- Каковы ваши прогнозы по внутреннему рынку?

- По поводу внутреннего рынка опасений у нас больше. Скорее всего, платежный спрос снизится, поэтому один теплоход - «Нижний Новгород» мы выводим с внутреннего рынка на зарубежный. Другой теплоход «Коротков» придет в Россию только на высокий сезон, а остальную часть навигации отработает на скандинавском рынке.

- Насколько я помню, в последние годы происходил как раз обратный процесс: операторы приводили теплоходы в Россию, на внутреннем рынке работать было выгоднее.

- В Европе тоже непросто, но там мы, так или иначе, продадим 180 мест на теплоход, а здесь - 120. К тому же сейчас здесь все наши коллеги предлагают беспрецедентные скидки - до 40%, тогда как мы скидок не даем. Ценовая война размывает спрос и снижает доверие к продукту. Люди думают, что с такими скидками может продаваться только некачественный продукт. Причем и со скидками продажи идут не лучше.

Вообще, тенденции на рынке не очень хорошие. В этом году впервые за последние годы происходит отмена круизов: операторы не набирают людей. Существует порог, с загрузкой ниже которого круиз не состоится: топливо будет стоить дороже, чем заработанная сумма. Есть небольшие судовладельцы, чьи теплоходы стоят. Кто-то так и не смог найти арендатора, а кто-то отдал теплоход в аренду, но оператор оказался не в состоянии обеспечить загрузку. В будущем году многие некрупные операторы, которые начали фрахтовать теплоходы в последние годы, когда спрос на круизы рос, с рынка уйдут. У некоторых из них дела и в прошлом году шли плохо из-за резко подскочившей цены на топливо, однако они думали рассчитаться в этом году. Так что очень возможно, что в будущем году часть операторов вновь вернется к агентской деятельности, что очень хорошо, потому что они в свое время прекрасно продавали круизы, а часть кораблей вернется к судовладельцам и останется стоять в затоне. Такие паузы бывают полезными для теплохода, на нем можно сделать капитальный ремонт.

- Для ремонта нужны средства, а их эти судовладельцы в этом году не заработают.

- Не делать ежегодный ремонт на теплоходе, означает погубить его. Через год его просто невозможно будет запустить. Ведь у нас очень много кораблей, мягко говоря, "пожилых", которым за 50. В свое время никто и не предполагал, что они так долго будут работать. Да и отношение ко многим было нещепетильное, особенно к тем, что работали на транспортных линиях. В "Волжском пароходстве" было почти 90 теплоходов, у нас сейчас осталось 29. Это те, что могут поработать еще лет 20. Остальные были или утилизированы, или проданы, и все они вышли на туристические линии (прим. ред. - ООО "ВодоходЪ" и ОАО "Судоходная компания "Волжское пароходство"" входят в одну группу компаний). А теперь застарелые "болячки" вылезают. Есть суда, которые эксплуатировать просто опасно, у любого механизма есть срок эксплуатационной годности. Я не исключаю, что пришло время "естественной убыли" ветхого флота: уже сейчас судовладельцев, которые серьезно вкладываются в ремонт - единицы. И это пойдет на пользу всем, потому что рынок начнет расти, и появятся инвесторы, которые начнут строить новые суда. А если мы и дальше будем латать старые корабли и реанимировать их каждый год лишь бы они отработали навигацию, никакого обновления не будет.

 
 
 
 
Для любителей вкусно и сытно поесть Шаньдун – рай. Местная кухня имеет весьма др... >>>
Вот простой совет тем, кто абсолютно не знаком с китайским языком: хочешь сказат... >>>
«Моря, солнца, развлечений край – удивительный Вэйхай!»... >>>